Единый государственный экзамен: угрозы и возможности

Павел Бекетов о проблемах современного образования.

Мы живем в быстро меняющемся мире. На наших глазах происходят глобальные изменения, ускоряющие ритм жизни. Новый технологический уклад, основанный на информационных технологиях, утверждается во всех сферах деятельности человека, вторгается в частную жизнь и навязывает обществу новые правила игры.

Мы только начинаем осознавать, какие возможности и преимущества и, в то же время, какие угрозы и опасности несет в себе этот новый уклад. И если вовремя не научиться правильно использовать его преимущества и устранять сопутствующие угрозы, можно остаться за бортом современной цивилизации. Другими словами, наибольшую пользу извлечет для себя то общество, которое лучше настроит свои государственные институты под новый ритм жизни. Причем, именно в таком порядке, общество – государственные институты, но никак не наоборот.

Посмотрим сквозь эту призму на Закон о ЕГЭ и на практику его применения. Скандалы, связанные с Единым государственным экзаменом, усиливаются с каждым годом. Организаторы нынешних провокаций ударили в самое чувствительное место, — по сознанию детей, добросовестно сдававших этот экзамен. И сделали это очень технологично. Продемонстрировали глобальный коррупционный механизм, подставив, а затем примерно наказав неразумных детей, попавшихся на сливах информации в сеть. А неизвестный «герой» потирает потные ладошки.

Кто виноват? Глупые дети? Государство, не удосужившееся защитить информацию особой важности? Или общество, до сих пор так и не осознавшее своей роли и ответственности за будущее страны и за будущее собственных детей?

Проще всего требовать отмены ЕГЭ и возврата старого доброго прошлого. А в настоящем мы, не обращая внимания на преимущества, видим, прежде всего, недостатки, и это нас пугает. Вот и ЕГЭ становится эдаким пугалом для всех нас. Но больше всех этого экзамена боится, судя по всему, само государство. Как ребенок, который сам нарисовал себе «бяку-закаляку», а теперь сам же ее и боится. Чем другим можно объяснить столь демонстративные сливы секретной информации государственного значения?

Заметим, что государство не нарисовало, а срисовало этот закон, и особой заслуги гражданского общества в его появлении нет. Потому общество и не ценит те преимущества, которые предоставляет ЕГЭ. Не видит, в основной своей массе, реально действующего социального лифта.

ЕГЭ – всего лишь инструмент, который нужно настраивать соответствующим образом, адаптировать под него систему образования, предлагать детям новые технологии подготовки к нему, в том числе (а, может, и прежде всего), основанные на современных информационных возможностях. Вполне возможно, что ошибкой было возложение обязанностей подготовки к ЕГЭ на школу. И теперь учителя боятся его не меньше, чем дети. Тем более, что в учебных программах времени на такую подготовку не предусмотрено.

Что касается социального лифта: договоримся, что будем считать таковым доступную возможность получения качественного высшего образования. И рассмотрим его на примере ЮУрГУ. Университет образован на базе технического вуза, который в «смутное время» рыночных реформ оброс целой россыпью коньюктурных факультетов и кафедр. Качество образования, которое можно получить на этих новых факультетах, мягко говоря, не внушает доверия. Но наших людей это не смущает. Специальности модные, учиться проще, чем на инженеров, что еще нужно, чтобы получить заветные корочки?

Спрос рождает предложение, — рынок, а вы как хотели? Напротив, на технических факультетах еще сохранились стандарты и традиции высшей школы. Дипломы некоторых таких кафедр высоко котируются и за рубежом. Однако ажиотажа в период вступительных компаний это не вызывает. Справедливости ради отмечу, не все студенты, получающие диплом инженера, заслуживают его ценой собственных усилий. Тоже издержки рынка. Но те, кто хочет именно знаний, получают знания.

Чтобы усвоить программу технического вуза, студенту нужна соответствующая подготовка по базовым школьным дисциплинам. Пороговый уровень этих знаний можно оценить при помощи шкалы все того же ЕГЭ. Если сумма баллов по результатам ЕГЭ находится на уровне 200 и более баллов из 300 возможных по трем предметам, то ее обладатель уверенно справляется с учебным курсом любой технической специальности. Только вряд ли в ЮУрГУ найдется инженерный факультет, где наберется хотя бы четверть студентов с такой школьной подготовкой.

А теперь, внимание! Проходной балл на бюджетную форму обучения на некоторые технические специальности находится на крайне низком уровне. Порой он опускается ниже 150 баллов. Из этого факта можно сделать целый ряд выводов. Нам интересен сейчас один из них: челябинские школьники инженерным специальностям предпочитают другие. При том конкурс на другие факультеты выше, а бюджетных мест там меньше. Но это мало кого смущает, — кто не прошел на бюджет, оплачивает обучение на коммерческой основе.

Ларчик открывается просто. Не более 20% выпускников средних школ сдают ЕГЭ по физике, а без нее на инженеров не учат. Остальные 80% заранее, возможно, задолго до окончания школы, сами лишают себя такого варианта. Весь парадокс в том, что качественное высшее образование в буквальном смысле рядом, никуда ехать не надо. Поступать некому. Вот и набирают приемные комиссии кого придется. На платной форме обучения на аэрокосмическом факультете есть люди, едва переступившие 100-бальный рубеж. Профессора говорят, вот уж где смех сквозь слезы, — их простому счету еще надо учить. Приходится учить, ведь платят же.

Если одна из главных причин – физика, то куда же, как говорится, смотрят семья и школа? Отвечать за каждую семью не берусь. А школе сейчас не до физики. Во-первых, хороший преподаватель, не только знающий предмет, но и способный установить контакт с детьми, увлечь их, — большая редкость. Во-вторых, все внимание уделяется обязательным экзаменам, по которым, так или иначе, судят о качестве образовательного учреждения. Физика к таковым не относится.

Закрадывается крамольная мысль: может быть, некоторым школам проще на корню убить у детей интерес к этому предмету и не испытывать лишних хлопот? Вот уж действительно: легче убить, чем прокормить.

Вот так. Социальный лифт? Пожалуйста, пользуйтесь, только приложите усилия. Не хотят. Или не понимают. Так и живем: возможности не используем, угрозы не устраняем.

Павел Бекетов специально для сайта "Общественный защитник"

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы