Что дает университетская среда, помимо коллег по экспериментальным и теоретическим разработкам? Как мы выяснили, еще и верных друзей, единомышленников. На наши вопросы отвечал кандидат физических наук, доцент кафедры теоретической физики, Голдобин Денис Сергеевич.
— Как так получилось, что поступили в ПГНИУ (тогда ПГУ), а не в Политехнический университет ?
— Я немного издалека начну. Я — физик-теоретик, но не соответствую стереотипу, который есть у многих экспериментаторов. Например, в школьных олимпиадах у меня был самый высокий бал (почти всегда максимальный) за экспериментальный тур, а не теоретические задачи. Да и сейчас, пересекаясь с экспериментаторами и людьми, работающими в индустрии, я довольно неплохо вижу многие вещи именно в увязке с тем, что и как делать на практике, и какие будут проблемы именно в реальности. Однако, понимание основ и физической сути — это именно теоретическая физика. И это было мне интереснее всего. Политех же больше ориентирован на приложения. Для меня это относится к важному, но по интересности вторично.
— Что определило Ваш профессиональный путь (магистратура, преподавательская деятельность), какие ключевые моменты ?
— Я пошел сразу заниматься именно физикой. Мне формальная сторона (магистратура — не магистратура, и т.д.) была не интересна. Так что, тут ни выбора, ни сомнений не было.
Я даже на военную кафедру не ходил. Считал, что пойду в аспирантуру и потом будет защита. Так что нет никакого смысла заниматься вопросом о том, идти служить офицером или рядовым.
Кстати, что касается, преданности физике, я сам сюда шел только за физикой и про материальный обстоятельства никогда не думал. Какие будут, такие и будут.
Да, про преподавательскую деятельность. Она очень важна и нужна, но в России она отнимает неприемлемо много времени. Поэтому для себя я всегда преподавание рассматривал, как долг перед университетом и студентами, кто туда приходит, а не как работу за зарплату. Никогда не хотел преподавать больше, чем на 0.5 ставки. Думаю, что для меня 0.2-0.3 оптимально — можно и студентами заниматься и научной работой.
— Существует такое мнение, что в университетской среде "душно", то есть насыщенность различными научными исследованиями очень высока, и происходит как бы "отрыв" от жизни практической — "обычной". Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Мне не душно. Я имею возможность встречаться с одноклассниками и не только. Но так выходит, что людей, которые были бы мне интереснее, чем ближайшее окружение мне не встречалось.
На самом деле, я с детства запомнил тезис, который слышал только от мужчин, что в жизни бывает один друг. По жизни, которую видел до университета, хочу заметить, что и один-то бывает не у всех. В этом плане наша кафедра очень сильно "избаловала". Здесь другим можно верить больше, чем себе. Иногда появлялись люди, с которыми было не так, но они не задерживались. Потому и при желании будет непросто найти людей, которые будут нужнее, чем здешнее окружение. И желания такого нет.
Что касается жизни с этими людьми, то с ее разнообразием (и туризмом, и спортом, и многим другим) — все очень хорошо. Я мало встречал людей, у кого со спортом (игровым в том числе) было бы лучше, чем у тех, с кем я оказался знаком по работе.
Резюмируя, от внешней жизни я, работая в университете, ничуть не отрезан. Да вот только она гораздо душнее, чем университетская. Потому и выбор в пользу университетской очевиден. Говорю только про свой опыт и свое окружение.
— Как Вы относитесь к различным общественным начинаниям: будь то организация каких-то мероприятий для первокурсников, со студентами в целом?
— Когда это что-то интересное и нужное студентам или школьникам, помогаю. Если какая-нибудь нелепица — это без меня. Хотя последнего, что-то не припомню.
Это — пассивное участие, когда кто-то другой инициирует. Самому как-то не доводилось инициативу здесь проявлять. Да и не к чему моя инициатива, когда есть те, кто это умеет лучше и любит больше.
— А над чем сейчас работаете, что исследуете?
— Сложно на этот вопрос ответить. Будучи студентом, я упорядочил свои работы на компьютере и папки с закрытыми проектами отделял от остальных. Но уже много лет я не перемещаю ничего в закрытые проекты (а только иногда еще и что-то закрытое открываю обратно). У студента просто еще не доставало видения и иногда самостоятельности в мышлении. А сейчас просто любая работа может иметь самое разное и неожиданное развитие и продолжение. Потому, работаешь сразу над всем. Можно только отдельные этапы завершать, разрешать определенную подпроблему, но не закрывать направление работы. Ограничусь перечислением направлений деятельности: теория хаоса и случайных процессов; общие вопросы управления динамическими системами и синхронизации; проблемы гидродинамической неустойчивости; процессы транспорта в геологических системах, проблемы формирования газовых и газ-гидратных месторождений; есть несколько прикладных задач от индустрии.
Прежде, чем говорить о тех задачах, скажу самое главное — с них нельзя начинать. Потому, что исследователь на них почти ничему серьезному не научится как исследователь, а в лучшем случае можно натренировать хорошего исполнителя набора технических задачек, и этот исполнитель больше ни с чем другим справиться не сможет. Да и с этими задачами он сможет сделать лишь заурядные вещи, которые может сделать любой другой его коллега за соседним столом. А вот когда человек более менее сформирован как ученый, у него есть самые разнообразные навыки, достаточно сильная интуиция и хороший кругозор, тогда можно общаться с исследовательскими отделами компаний и помогать им с разными вещами самым неожиданным образом. Иногда до смешного доходит — люди не знают, что в точности такая же проблема решена в другой области. Или просто не догадываются, как можно разрешить проблему с помощью непривычных для них математических инструментов. Иногда возможным предложить для них что-то новое, что будет у них очень востребовано. Но все это требует предварительно сформировать широкий кругозор, интуицию физика (а не инженера — они сами хорошие инженеры, зачем им еще один инженер?).
Конкретно по задачам, в которые я вовлечен сейчас: Это две задачи: (1) разработка оборудования для тестирования пород, окружающих скважину (в основном, для газонефтяной добывающей промышленности), и (2) анализ целостности металлических конструкций методами магнитометрии (в первую очередь, труб и подземных танкеров без их извлечения и разрушения). (Извиняюсь, если последнее не совсем канонически названо — я по этим задачам работал только с англоязычной компанией и всю литературу читал тоже на английском.)
— Что бы Вы могли посоветовать студентам-физикам?
— Заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Никакая сила воли не позволит достичь тех успехов и иметь ту работоспособность, которые дает увлеченность своим занятием. Причем в последнем случае это все приходит легко и само.