Категории | Образование

«Здесь другим можно верить больше, чем себе..»

Что дает университетская среда, помимо коллег по экспериментальным и теоретическим разработкам? Как мы выяснили, еще и верных друзей, единомышленников. На наши вопросы отвечал кандидат физических наук, доцент кафедры теоретической физики, Голдобин Денис Сергеевич.

— Как так получилось, что поступили в ПГНИУ (тогда ПГУ), а не в Политехнический университет ?
— Я немного издалека начну. Я — физик-теоретик, но не соответствую стереотипу, который есть у многих экспериментаторов. Например, в школьных олимпиадах у меня был самый высокий бал (почти всегда максимальный) за экспериментальный тур, а не теоретические задачи. Да и сейчас, пересекаясь с экспериментаторами и людьми, работающими в индустрии, я довольно неплохо вижу многие вещи именно в увязке с тем, что и как делать на практике, и какие будут проблемы именно в реальности. Однако, понимание основ и физической сути — это именно теоретическая физика. И это было мне интереснее всего. Политех же больше ориентирован на приложения. Для меня это относится к важному, но по интересности вторично.

— Что определило Ваш профессиональный путь (магистратура, преподавательская деятельность), какие ключевые моменты ?
— Я пошел сразу заниматься именно физикой. Мне формальная сторона (магистратура — не магистратура, и т.д.) была не интересна. Так что, тут ни выбора, ни сомнений не было.
Я даже на военную кафедру не ходил. Считал, что пойду в аспирантуру и потом будет защита. Так что нет никакого смысла заниматься вопросом о том, идти служить офицером или рядовым.
Кстати, что касается, преданности физике, я сам сюда шел только за физикой и про материальный обстоятельства никогда не думал. Какие будут, такие и будут.
Да, про преподавательскую деятельность. Она очень важна и нужна, но в России она отнимает неприемлемо много времени. Поэтому для себя я всегда преподавание рассматривал, как долг перед университетом и студентами, кто туда приходит, а не как работу за зарплату. Никогда не хотел преподавать больше, чем на 0.5 ставки. Думаю, что для меня 0.2-0.3 оптимально — можно и студентами заниматься и научной работой.

— Существует такое мнение, что в университетской среде "душно", то есть насыщенность различными научными исследованиями очень высока, и происходит как бы "отрыв" от жизни практической — "обычной". Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Мне не душно. Я имею возможность встречаться с одноклассниками и не только. Но так выходит, что людей, которые были бы мне интереснее, чем ближайшее окружение мне не встречалось.
На самом деле, я с детства запомнил тезис, который слышал только от мужчин, что в жизни бывает один друг. По жизни, которую видел до университета, хочу заметить, что и один-то бывает не у всех. В этом плане наша кафедра очень сильно "избаловала". Здесь другим можно верить больше, чем себе. Иногда появлялись люди, с которыми было не так, но они не задерживались. Потому и при желании будет непросто найти людей, которые будут нужнее, чем здешнее окружение. И желания такого нет.
Что касается жизни с этими людьми, то с ее разнообразием (и туризмом, и спортом, и многим другим) — все очень хорошо. Я мало встречал людей, у кого со спортом (игровым в том числе) было бы лучше, чем у тех, с кем я оказался знаком по работе.
Резюмируя, от внешней жизни я, работая в университете, ничуть не отрезан. Да вот только она гораздо душнее, чем университетская. Потому и выбор в пользу университетской очевиден. Говорю только про свой опыт и свое окружение.

— Как Вы относитесь к различным общественным начинаниям: будь то организация каких-то мероприятий для первокурсников, со студентами в целом?
— Когда это что-то интересное и нужное студентам или школьникам, помогаю. Если какая-нибудь нелепица — это без меня. Хотя последнего, что-то не припомню.
Это — пассивное участие, когда кто-то другой инициирует. Самому как-то не доводилось инициативу здесь проявлять. Да и не к чему моя инициатива, когда есть те, кто это умеет лучше и любит больше.

— А над чем сейчас работаете, что исследуете?
— Сложно на этот вопрос ответить. Будучи студентом, я упорядочил свои работы на компьютере и папки с закрытыми проектами отделял от остальных. Но уже много лет я не перемещаю ничего в закрытые проекты (а только иногда еще и что-то закрытое открываю обратно). У студента просто еще не доставало видения и иногда самостоятельности в мышлении. А сейчас просто любая работа может иметь самое разное и неожиданное развитие и продолжение. Потому, работаешь сразу над всем. Можно только отдельные этапы завершать, разрешать определенную подпроблему, но не закрывать направление работы. Ограничусь перечислением направлений деятельности: теория хаоса и случайных процессов; общие вопросы управления динамическими системами и синхронизации; проблемы гидродинамической неустойчивости; процессы транспорта в геологических системах, проблемы формирования газовых и газ-гидратных месторождений; есть несколько прикладных задач от индустрии.
Прежде, чем говорить о тех задачах, скажу самое главное — с них нельзя начинать. Потому, что исследователь на них почти ничему серьезному не научится как исследователь, а в лучшем случае можно натренировать хорошего исполнителя набора технических задачек, и этот исполнитель больше ни с чем другим справиться не сможет. Да и с этими задачами он сможет сделать лишь заурядные вещи, которые может сделать любой другой его коллега за соседним столом. А вот когда человек более менее сформирован как ученый, у него есть самые разнообразные навыки, достаточно сильная интуиция и хороший кругозор, тогда можно общаться с исследовательскими отделами компаний и помогать им с разными вещами самым неожиданным образом. Иногда до смешного доходит — люди не знают, что в точности такая же проблема решена в другой области. Или просто не догадываются, как можно разрешить проблему с помощью непривычных для них математических инструментов. Иногда возможным предложить для них что-то новое, что будет у них очень востребовано. Но все это требует предварительно сформировать широкий кругозор, интуицию физика (а не инженера — они сами хорошие инженеры, зачем им еще один инженер?).
Конкретно по задачам, в которые я вовлечен сейчас: Это две задачи: (1) разработка оборудования для тестирования пород, окружающих скважину (в основном, для газонефтяной добывающей промышленности), и (2) анализ целостности металлических конструкций методами магнитометрии (в первую очередь, труб и подземных танкеров без их извлечения и разрушения). (Извиняюсь, если последнее не совсем канонически названо — я по этим задачам работал только с англоязычной компанией и всю литературу читал тоже на английском.)

— Что бы Вы могли посоветовать студентам-физикам?

— Заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Никакая сила воли не позволит достичь тех успехов и иметь ту работоспособность, которые дает увлеченность своим занятием. Причем в последнем случае это все приходит легко и само.

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы