О создании производства стеклянных витражей рассказывал Олег Осминин.
— Откуда возникла идея работать со стеклом?
— Честно сказать, просто было интересно — а как это все происходит? С друзьями вместе еще в 2010 году стали пробовать, экспериментировать. Шерстили просторы Интернета в поисках ответов на вопросы, которые возникали все время (и это, наверное, так и должно быть), постоянно прочитывали и перечитывали специализированную литературу, так же искали ответы на форумах. Первая работа со стеклом (приноравливались друг к другу) — это изрезанные пальцы. Больше, конечно, такого не было, хватило одного раза. Друг делал жене подарок — бабочку на камне. Помогали все, кто, чем мог, кто-то советом, а кто-то и делом. Потом были просто разные опыты в нерабочее время. В 2012 году мы созрели для того, чтобы хобби стало производством, официальной работой, которая может дать возможность заработать нам и доставить удовольствие другим людям.
— Какие технологии были выбраны и почему?
— Долго пробовали различные технологии изготовления витража, в конечном счете, остановились на технике Тиффани. Так же интересны фьюзинг и лэмпворк, правда, в этих направлениях работать только начали, однако планы большие.
Технология Тиффани — огромный плюс при создании витража с множеством мелких фрагментов.
Луис Комфорт Тиффани увлекся дизайном стекла в начале 80х годов 19го века. Сначала он экспериментировал с созданием нового вида стекла, которое впоследствии было с восторгом принято публикой. После столь головокружительного успеха, Тиффани начал экспериментировать и с витражами, так как свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались ему очень грубыми. Он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Вскоре он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом, стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Именно эта техника и получила название "Тиффани" — в честь своего создателя.
Фьюзинг — это технология, которая состоит в соединении стеклянных листов. Элементы, вырезанные из листового стекла, укладываются друг на друга и под влиянием высокой температуры, приближающейся в некоторых случаях и к 800°С, соединяются друг с другом, создавая необыкновенные цветные предметы декора.
В октябре прошлого года, я как обычно, просматривал различные видеоролики по работе со стеклом, и наткнулся на ролик, в котором рассказывалось о технологии лэмпворк. Я про нее слышал уже давно, но особо не придавал этой технике значения, а в тот раз она меня сильно заинтересовала. Дело в том, что это очень интересная и кропотливая работа — держа в одной руке горелку, в другой стеклянную трубочку, создавать шедевры только что, тобой же расплавленного стекла.
Для того чтобы получались качественные изделия, температура пламени горелки должна быть очень высокой — примерно 1000°С, так что есть риск обжечься, если, конечно, не соблюдать элементарные правила безопасности.
— Витражи это товар или искусство?
— В любом случае, садясь за новую работу, в первую очередь всегда стремишься создать красивую и качественную вещь.
Каждый человек в определенный момент приходит к мысли "хочу такую работу, чтобы можно было делать то, что тебе нравится, и тебе бы за это еще и платили". В моем случае можно сказать, что так оно и есть: я делаю то, от чего получаю удовольствие, и этим обеспечиваю себя и свою семью. Каждый витраж — это отдельная история, картина, от начала и до конца созданная своими руками. Безусловно, витражи являются товаром, но это не товар широкого потребления, это штучная продукция. Каждый витраж, как бы ты ни старался сделать его похожим с другим, получается особенным, индивидуальным.
— Кому вы подражаете, кто является законодателем в стеклянном деле?
— Многие начинающие предприниматели, берясь за дело, в котором уже есть свои профессионалы, стараются подражать им, стремятся быть сходными с ними в расчете на то, что это принесет больше выгоды или же потому, что предпочитают доверять уже проверенным моделям.
Я не гонюсь ни за кем, никому не стараюсь подражать. Конечно, непревзойденным "законодателем в стеклянном деле" можно назвать именно Тиффани, и, конечно же, хотелось бы делать вещи, не уступающие работам этой фирмы. Однако делать не хуже и делать то же самое — это две большие разницы.
К тому же невозможно ориентироваться на кого-то в стеклянном деле так, как это происходит, скажем, в мире моды.
— Кто ваши заказчики?
— Каждый покупатель индивидуален, все заказывают витраж под самого себя. Витраж — это не одежда, которую можно снять и повесить в шкаф. Это произведение искусства, которое всегда на виду, это "личная", своя собственная радуга в доме. Игра солнечных лучей или особая подсветка создадут особенное очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стекол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Теперь витражи художественные могут быть размещены в любом помещение — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.
Порой у человека нет возможности сделать ремонт, или, наоборот, ремонт сделан, но чего-то не хватает, или, же просто хочется украсить свой дом. Витраж идеально подходит и для первого, и для второго, и для третьего.
— Что у вас получилось украсить в Кургане, области?
— Целевой аудитории как таковой у нас нет — к нам может обратиться любой человек и любая организация.
Получилось украсить все, за что брались. В основном это частные дома и коттеджи — ковка и витражи на воротах, закрытые витражом лестничные пролеты, окна, вставки в межкомнатные двери.
— Как вы хотели бы видеть свое производство — творчество дальше?
— Очень хочется надеяться, что со временем производство поднимется до очень приличных высот и вообще будет процветающим.