Категории | Культура

НХТ. Традиции нового времени

Уютный уголок на пересечении улицы Артиллерийской и проспекта Ленина, приятный для вечерней прогулки, стал пристанищем довольно неординарному и яркому представителю культурной жизни Челябинска – Новому Художественному Театру. Запоминающиеся спектакли, наполненные андеграундным шармом, необычная, мистическая обстановка – то, что помогает зрителям вновь поднять важные для себя вопросы, совершить сложную внутреннюю работу над собой. Евгений Гельфонд, художественный руководитель театра, любезно согласился побеседовать со мной.


— Евгений Михайлович, расскажите, пожалуйста, с чего всё началось, как вы стали худруком? Как развивался и к чему пришёл Новый художественный?
— Это был достаточно долгий путь, к тому, что я стал художественным руководителем театра. Поначалу театр назывался «Ключъ» и руководил им Александр Мордасов. Начал я тогда как актёр, театр к тому моменту существовал уже год. Некоторое время спустя покинул его и занялся педагогической деятельностью. Со своими учениками из академии культуры, где преподавал актёрско-режиссёрский курс, вернулся в театр, влив в него новую струю артистов и возглавив его как режиссёр.
И вот тогда же, десять лет назад, нас попросили из здания на ул. Свободы, где мы находились. Начались долгие скитания, мы поменяли много, подчас совершенно необорудованных, площадок. Это и здание детской филармонии, и ДК «Полёт», и ДК ЧТЗ… Главная заслуга всего коллектива – то, что в период скитаний, когда у нас не было своего «дома», мы смогли сохранить эту театральную семью, удержаться, сохранили театр. Сформировали его внутренние законы — эстетические, этические, — которых стараемся придерживаться. Это продолжалось до той поры, пока четыре года назад нам не отдали помещение бывшего кинотеатра «Спартак», которое нам подошло идеально, имея в виду специфику работы: мы приверженцы авторского театра, все спектакли создаются в наших стенах. Здесь мы спокойно позволяем себе заниматься экспериментами, «лабораторной» работой со зрителем. Особенность – при минимуме декораций, всё внимание концентрируется на работе актёра, на его конфликте с автором. Это вызывает интерес публики, некоторое соучастие с артистами, с действием даже .
Сейчас мы много гастролируем, участвуем в фестивалях – нас приглашают. То есть интерес есть не только в Челябинске. Хотя критика порой реагирует неоднозначно. В частности в Кишинёве третья часть «Бесов» вызвала полемику среди журналистов. Но мы всегда открыты такому взаимодействию и готовы принимать критику, это ведь правильно. Главное, чтоб это было на профессиональном уровне.

— Как вообще происходит выбор репертуара? Мне так всегда казалось, что это подобно инсайду, в некотором роде ритуалу дзэн.
— Вы знаете, в некотором роде – да. Я всегда считал, что театр в искусстве вторичен после литературы. В основе всегда именно она. Не театр находит автора – это автор находит театр. То есть всегда имеется какой-то литературный багаж, и необходимость что-либо сделать, поставить, приходит именно оттуда. Тот же Достоевский – некоторые сцены, этюды, делались ещё тогда, в период педагогической деятельности, с моими студентами. И вот годы спустя появилась необходимость поставить «Бесов». Пришло время, Фёдор Михайлович «настиг». Вместе с необходимостью возникает и диалог с автором. Начинаешь с ним полемизировать, обсуждать поднятую им тему. Неожиданно возникает картина, как замки на песке – вот только начал и уже видна форма. И этот творческий процесс уже начинает бурлить внутри. Выходишь из состояния равновесия, начинает что-то будоражить как весна. И вот — открываются новые смыслы, идеи. Всё развивается, разворачивается, начинаются репетиции… Это как живой организм со своим индивидуальным развитием. Поэтому невозможно сказать, вот сегодня я ставлю Гоголя, а вот завтра – Островского. 

— Вот более общий вопрос. Скажите, в чём заключаются проблемы современного театра? Как вы сами их решаете?
— Я, конечно не судья, поэтому постараюсь просто высказать своё мнение. Всё становится ориентированным на один, средний, уровень, на «зрителя». Это ведь не однородное понятие. В театр приходят очень разные люди, каждый со своими мыслями, проблемами, прошлым, у всех свои интересы и поэтому ни о каком усреднении речи идти не может. Но теперь всё сводят к тому, что «зритель», придя в театр, должен отдыхать. А от чего? От совести, может? Или от правды, от Бога? Вот и принято делать спектакли ударными темпами, массово, чтоб сегодня в одном городе поставить, завтра в другом отштамповать. И далее, как по конвейеру. В погоне за кассой театры поступаются своими профессиональными принципами.
Мы придерживаемся принципиально иной позиции. Зритель становится свидетелем столкновения артиста с автором, со смыслом, участвует в этом. Спектакль – это не застывшая форма. Это взаимодействие с каждым индивидуально: кто-то войдёт в эту игру, кто-то, может, покинет зал. Но в целом – это и есть жизнь, движение. Каждый из этого что-то вынесет.
Могу сказать, что зал не пустует никогда, зрители активно ходят, остаются на обсуждения. Много молодёжи. Этот театр просто притягивает людей ищущих, способных обнаруживать своё успокоение в самом процессе поиска. Этот маленький уголок – дом, в котором каждый – и артист, и зритель, — вкладывают частицы себя в культуру, помогают нести искусство «быть человеком» через поколения.

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы