Неподсудная корпорация

На встрече с членами Общественной палаты, посвященной противодействию коррупции и ксенофобии, президент Дмитрий Медведев назвал судейское сообщество корпорацией, не способной к самоочищению.

Он раскритиковал судей за закрытость и взяточничество и констатировал, что доверие к судам находится практически на нуле.

Президент пообещал подумать о новом этапе судебной реформы, а также о механизмах, позволяющих «корректными, конституционными способами контролировать ситуацию внутри судебной корпорации». Первым шагом, возможно, станет частичное снятие с судей иммунитета от уголовного преследования.

Какие еще шаги нужно предпринять для искоренения коррупции в судебной системе и как выполнить идею президента – сделать суд максимально независимым от властей и в то же время абсолютно зависимым от общества? Мнениями о проблеме с «РГ» поделились член Президиума АЮР, доктор юридических наук, профессор Михаил Барщевский и член Общественной палаты, доктор юридических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Лукьянова.

Михаил Барщевский: Вершиной юридической пирамиды является суд, и, с моей точки зрения, именно с него надо начинать борьбу с коррупцией. Если у меня вымогают взятку, но я уверен, что смогу найти управу на взяточника в суде, то я не сумасшедший расставаться с собственными деньгами. А вот если я в суде не уверен, то скорее дам взятку. На нерадивого чиновника или милиционера можно пожаловаться в суд. Но кому жаловаться на нарушающего законы судью?

В свое время генерал де Голль, будучи президентом, в одну ночь сменил всех руководителей судов Франции на молодых юристов, которых он до этого долго высматривал, и коррупция в судебной системе Франции была существенно подорвана. Я не призываю к столь радикальным методам. Очевидно – это слишком. Но нам давно пора отказаться от порочной практики назначения на судейские должности секретарей судов и недавних выпускников юридических вузов. Кадровые требования к судьям в большинстве развитых стран намного выше. Там нельзя стать судьей, не проработав несколько лет адвокатом и прокурором. Мы тоже могли бы ввести правило, что судьей может быть только лицо, имеющее 2 года стажа работы адвокатом и 2 года – прокурором, закончившее специальные курсы Российской академии правосудия, которую создали Верховный суд и Высший арбитражный суд. То есть, по крайней мере, начать мягкое замещение.

Еще одной мерой могло бы стать создание службы собственной безопасности при Судебном департаменте, которая будет иметь право оперативной деятельности в отношении судей, проверки доходов-расходов, счетов, всего прочего и, кстати, будет обеспечивать защиту судей от любой формы давления и шантажа. Подчеркиваю, не при ФСБ, МВД, прокуратуре или СК РФ, а внутренней.

Кроме того, существуют технические способы. Например, под угрозой прекращения полномочий судья обязан записывать в журнал каждый звонок по любому делу, даже о его переносе. Если выяснится, что он какой-то звонок не занес, ничего не доказывается – просто сразу прекращаются полномочия. Как в брокерских конторах: все телефонные звонки в здании суда должны записываться.

Коррупция – это на 70 процентов телефонное право и административное давление. А что у нас получается: назначение на должность судьи, выделение квартир – исполнительная власть. Финансирование, предоставление пенсий, льгот, надбавок, стажа – законодательная власть. Судебная власть объективно находится в реальной зависимости. Во многих цивилизованных странах есть закон, по которому определенный процент бюджета идет на судебную систему. Принимайте любой бюджет, но этот фиксированный процент поступит в судебную систему. Вот и независимость от законодательной власти.

Далек от мысли считать предложенные меры исчерпывающими и безупречными, но их можно рассматривать как приглашение к диалогу для поиска наиболее эффективных решений.

Елена Лукьянова: Оздоровить судейское сообщество на первый взгляд проще, нежели милицейское или любое другое. Во-первых, по сравнению с прокуратурой и МВД судьи очень неплохо зарабатывают, а значит, профессионалы с удовольствием займут места тех, от кого судейский корпус будет очищен. Во-вторых, в среде юристов все еще существует такое понятие, как профессиональная репутация. Это что-то вроде суда офицерской чести. В этой среде крайне неприятно быть «нерукопожатным».

Готова предложить следующие меры. Первая – провести полную переаттестацию судейских кадров на предмет знания законодательства и практики применения закона. Причем делать это должно не само судейское сообщество, а независимые экзаменаторы, например, из ведущих юридических вузов страны. Это необходимо сделать хотя бы потому, что в течение целого ряда лет судейский корпус далеко не всегда формировался только по профессиональному принципу. Он, как и все другие корпорации, не избежал коррупционных издержек: кумовства, протекционизма и подкупа. А значит, настала пора «отделить зерна от плевел».

Вторая мера — необходимо изменить порядок назначения председателей судов, существенно ограничить срок их полномочий и сами полномочия. Хотя бы в судах общей юрисдикции. Судьи не должны зависеть от милости или немилости председателя при распределении дел. Они вообще должны быть в минимальной степени зависимыми от издержек руководящего фактора в их работе.

Третья мера касается ответственности судей за нарушение законодательства. Специально подчеркиваю: не за оценку доказательств или личности участника процесса. А именно за нарушение правовых норм. Причем незнание права должно приравниваться к умыслу. В УК специально введена глава «Преступления против правосудия». Но она практически не работает. Хотя ничего нет опаснее для государства, чем судья, нарушающий закон. Считается, что неправосудное решение есть разновидность пытки. И эта пыточная практика должна быть в России прекращена. Поэтому очень важно заставить судей принимать решения только и исключительно на основе закона. Общественная палата обязательно поднимет перед Верховным судом вопрос о практике применения ответственности за преступления против правосудия. В том числе о целесообразности принятия специального постановления Пленума по этому вопросу.

И, наконец, четвертая мера – работа судей должна быть предельно гласной.

Сегодня любой привод в суд студентов может обернуться тем, что судья примет решение о проведении закрытого заседания. Чего он боится? Для страха должны быть причины. А ведь именно их мы и хотим исключить из нашего правосудия. Только тогда оно перестанет быть «кривосудием».

Конечно, разговор о российских судах и их практике должен быть гораздо более обстоятельным. Я, например, не уверена, что сегодня граждане в состоянии избрать федерального судью – им будет непросто оценить квалификацию кандидатов. При этом уже сейчас можно подумать о выборах мирового судьи на альтернативной основе, например, на муниципальных выборах.

Источник: «Российская газета» – Неделя №5404 (28) от 10 февраля 2011 г.

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы