Людмила Шестёркина: «Больше всего я люблю свободу…»

Такое понятие, как свобода, каждый понимает по-своему. К сожалению, сегодня мы редко задумываемся, что это такое, как достичь этой самой свободы и надо ли это вообще делать. Вероятно, в силу того, что слишком уж часто и неосознанно стали бросаться этим словом. И очень здорово, что в наше время мнимой вседозволенности и практически неограниченных возможностей реализовать себя есть люди, которые совершенно чётко понимают, что такое свобода и почему она так важна.

Людмила Петровна Шестёркина, декан факультета журналистики, креативный директор ТРК «ЮУрГУ-ТВ», профессионал своего творческого дела и при этом талантливый менеджер – общение с ней определенно стимулирует на размышления о свободе. В этом человеке стремление к свободе, творческой и личностной, сочетается с твёрдостью характера и энергией жизни. Педагог по образованию, сегодня она учит будущих журналистов. И вопрос, чего в этих занятиях больше – обучения профессиональным аспектам или опыта настоящей жизни, остаётся открытым.

 

Из педагогики – в журналистику

Людмила Петровна Шестёркина родилась в Ясной Поляне. Не в той, где жил и писал гениальную прозу Л.Н. Толстой, а в посёлке Оренбургской области с таким же названием.

В 1974 году Людмила Петровна окончила исторический факультет Оренбургского педагогического института. Сначала преподавала в школе, затем работала руководителем лекторской группы в обкоме комсомола. Помимо выполнения прямых обязанностей приходилось также писать материалы в местную газету. Таким было первое знакомство с журналистикой: больше в силу обстоятельств, чем по осознанному стремлению. 

Затем Людмилу Шестёркину пригласили на челябинское телевидение. Это приглашение было буквально счастливым билетом в новую жизнь, так как партийная работа в аппарате сильно ограничивала и подавляла своей бумажной волокитой такого творческого и свободолюбивого человека, как Людмила Петровна. 

На телевидении «бумажной» работы не было. Здесь одна бумага: чистый лист, на котором должен появиться текст будущего сюжета. Сначала Людмила Шестёркина работала в новостях, где прошла настоящую школу телевизионного журналиста. Затем – в редакции общественного вещания ведущей и руководителем возрождённой программы «Уральская неделя». Когда-то, ещё до прихода Людмилы Петровны на телевидение, Пётр Александрович Погодин запустил авторскую информационно-аналитическую передачу, посредством которой стремился защитить людей от чиновничьего произвола и социальных неурядиц. Программа пользовалась огромной популярностью, но ушла с экранов вместе со своим автором. Теперь, много лет спустя, было решено возродить «Уральскую неделю», и поручено это было именно Людмиле Шестёркиной. 

Когда началась «перестройка», журналисты не только получили возможности, предоставляемые политикой гласности, но и столкнулись с неожиданными трудностями. Например, с проблемой выживания в изменившихся общественно-политических и экономических условиях. Чтобы выжить, нужно было идти в ногу со временем. Понимая это, Людмила Шестёркина предложила совершенно беспрецедентный на тот момент проект создания творческого объединения «Уральский вариант», которое объединяло бы в одну программу сюжеты, подготовленные тележурналистами в разных областях Уральского региона – Башкирии, Свердловской, Пермской, Курганской и других областях. Именно по такому принципу сегодня функционирует Уральская окружная телекомпания «Ермак». Но в середине 80-ых годов прошлого века не нашлось человека, который по достоинству оценил бы перспективы и преимущества подобной коллективной работы журналистов и при этом оказал бы посильную финансовую поддержку. Не всё шло гладко. Однако именно «Уральский вариант» стал одной из первых программ межрегиональной дирекции российского телевидения и несколько лет выходил в эфир на всю страну. А Людмила Шестёркина вскоре получила новое предложение: работать на федеральном телевидении в качестве собственного корреспондента ВГТРК по Челябинской области.

Теледуэт

Для работы в корпункте Людмиле Петровне был необходим оператор. Себе в напарники она пригласила Сергея Ивановича Гордиенко, стиль работы которого отличался оперативностью и художественным видением кадра.

90-ые годы – время внедрения новой – цифровой – техники, с одной стороны, и время перемен в общественной жизни страны, с другой. Новые темы, новые проблемы и вопросы, новые технические возможности, например, прямой эфир, а также возможность высказаться самому и дать слово в эфире простым людям, не журналистам. Это было ощущение не просто свободы, а настоящей эйфории после долгих десятилетий строгой цензуры советского телевидения. В такой обстановке было несложно потерять голову, что и происходило со многими журналистами, которые забывали об элементарных этических нормах и порядочности. Здесь мне бы хотелось предоставить слово героине этого материала. Вот как Людмила Петровна оценивает те перемены, которые охватили журналистику в связи с развалом Советского Союза:

Людмила Шестёркина: Проблема нравственности и социальной ответственности в журналистике в начале 90-ых стояла как никогда остро. Приняв такие вызовы времени, как новые технологии, переход к рыночной экономике, новые формы собственности СМИ – мы должны были понимать, что отныне газеты – это не просто бумажный носитель, а экономическое предприятие, функционирующее по законам экономики; что средство массовой информации отныне обязано зарабатывать; что телевидение и радио невозможны без современных технологий; что весь мир – это маленькая деревня, и твоё сообщение может иметь значение на другом конце планеты. В погоне за этим нравственная сторона профессии и понятие личной ответственности действительно размывались. Появилась реклама, и многие вообще перестали понимать, что такое журналистика. Сегодня в интернете – самая настоящая, народная журналистика, которая обернулась пиром графоманства. Но, с другой стороны, на этом фоне как никогда обострилась потребность в профессиональных журналистах. Так что всё, что ни делается, к лучшему.

Людмила Петровна мыслит широко и свободно, не ограничивая себя рамками одной темы или региона. Неудивительно, что тогда именно её пригласили работать на ВГТРК – освещать жизнь всего Урала. Рассказывать было о чём. Забастовки шахтёров, многомесячные невыплаты пенсионерам, задержки зарплаты рабочим, визит Бориса Ельцина в Челябинск, сокращение рабочих, акции протеста на ЧТЗ, химкомбинат «Маяк», уничтожение химического оружия в Курганской области, наряду с этим – новости медицины, открытие зоопарка, юбилейные и праздничные даты… И рассказать обо всём этом нужно было так, чтобы это стало важной и интересной новостью для всей страны.

Одной из значимых работ творческого теледуэта Людмилы Шестёркиной и Сергея Гордиенко является телевизионная трилогия «Аша – 1710 км», за которую они в 1999 году были награждены золотым знаком «Человек года». В репортажах об ашинской трагедии –одной из крупнейших в мире железнодорожных катастроф – Людмила Петровна излагает ход событий, не ограничиваясь показом разрушенных вагонов и сломленных горем родственников погибших – это было бы слишком просто. Она чётко озвучивает проблему: в официальных отчётах занижены цифры погибших, пострадавшим не оказывается должной помощи, отдаленные последствия трагедии не менее страшны, чем сама катастрофа. Поднимается проблема ответственности за случившееся. Кто виноват? И как избежать подобных катастроф в будущем?

Если говорить о стиле работы журналиста Людмилы Шестёркиной, то следует отметить, что её сюжеты отличаются динамичностью и внутренним напряжением. Сжатая пружина, которая выстреливает, но в нужный момент. Нередко в сюжетах используется приём, когда текст синхрона (отрывок из интервью с одним из участников события) является в буквальном смысле продолжением закадрового текста: журналист начинает фразу, интервьюируемый заканчивает. Это создаёт особую достоверность. При этом само повествование – размеренное, выверенное, чёткое, без лишних слов, с необходимым паузами – даёт зрителю возможность вдуматься, прочувствовать услышанное и увиденное. В своих сюжетах Людмила Петровна не просто сообщает о случившемся. Она чётко формулирует проблему, обозначает суть конфликта и возможности его разрешения. 

Во время стендапов Людмилы Шестёркиной (выступление журналиста в кадре) мы, зрители, видим журналиста, который не только хорошо разбирается в том, о чём он говорит, но и пропускает событие через себя, имеет собственное отношение к происходящему. При этом позиция высказывается не прямым текстом, не «в лоб», но она понятна телезрителю. Такому журналисту хочется доверять, его хочется слушать. Перед нами в кадре человек, который и подкован в теме, и знает правовую, юридическую сторону вопроса. Он тонко чувствует внутренний мир своих героев, их переживания, думы и печали, радости и надежды на будущее. Это гармоничное сочетание чёткого, структурированного анализа происходящего, мастерски оформленного художественного слова и человечного отношения к каждому событию, каждому герою.

Чтобы не быть голословной, я предлагаю Вам познакомиться с отрывком из телеочерка «Магия момента» о знаменитом челябинском фотомастере Сергее Васильеве, подготовленном Людмилой Петровной Шестёркиной для канала «Культура». 

Закадровый текст: «Я смотрю на фотографии Сергея Васильева и вижу, как истина, всегда неуловимая, всегда при приближении к ней разлетающаяся на мелкие осколки, на этот раз удивительно угаданная мастером, почти вневременная и внепространственная, складывается в образ. Не только мой, личный, а как бы всеобще выстраданный. Эти мгновения, им остановленные остаются на память от прожитого времени, а ведут к постепенному пониманию смысла жизни. Работы Сергея Васильева самостоятельно воссоздают и выстраивают его. От фотографии к фотографии ощущение раскрытых тайн и причастности к бытию». 

Это не текст газетного очерка или статьи, который можно будет перечитать потом. Это то, что воспринимается на слух, именно сейчас, в момент произношения. При этом – как сложно выстроены предложения, как слова переплетаются в едином кружеве. На слух текст воспринимается легко, свободно. Не в этом ли настоящее мастерство тележурналиста: не просто прокомментировать своим текстом происходящее на экране, но заставить зрителя проникнуть в суть, имея в распоряжении всего несколько минут эфирного времени? 

К счастью сегодня есть возможность своими глазами посмотреть репортажи Людмилы Шестёркиной и Сергея Гордиенко, снятые в «горячие» и неспокойные для России и Урала в частности годы. Анатолий Петрович Ефименко, режиссёр телерадиокомпании «ЮУрГУ», преподаватель кафедры «Средства массовой информации» проделал колоссальную работу, оцифровав все имеющиеся в архиве ЧГТРК кассеты с видеозаписями новостных материалов, подготовленных челябинским корпунктом ВГРТК, структурировал их по темам и датам, составил перечень этих сюжетов. Архив на дисках хранится в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» и доступен для ознакомления.

День сегодняшний

Закономерная ступень развития любой творческой личности, вступившей на путь профессионализма – это момент передачи своего опыта дальше, следующим поколениям, и сохранение результатов своих знаний и умений, своего труда в новых проектах, которые подхватят другие. Именно этот процесс мы наблюдаем сегодня на факультете журналистики ЮУрГУ.

Созданный в 2006 году, он выпустил не один десяток ярких, талантливых, энергичных людей, которые реализовали себя в журналистике, рекламе, связях с общественностью, филологии и нашли свое место в жизни. Я не буду подробно останавливаться на этой теме. Заговорила я об этом потому, что сама будучи выпускницей этого факультета заметила одну хорошую тенденцию: кем бы ни стали в дальнейшем выпускники журфака, куда бы ни уехали и чем бы ни занимались, они, в большинстве своём, помнят и любят свой факультет, своих преподавателей и, конечно же, человека, который объединяет и направляет всё это журфаковское семейство – декана Людмилу Петровну Шестёркину.

Инноватор по жизни, Людмила Петровна и на посту декана, в первую очередь, стремится к реализации новых идей, к постоянному развитию и совершенствованию. По её инициативе в ЮУрГУ создана студенческая телерадиокомпания, которая сегодня занимает устойчивое положение в медиапространстве, предоставляя студентам возможность творческого поиска и эксперимента. На базе телерадиокомпании реализуются принципы взаимодействия журналистики, рекламы и PR, успешно функционируют конвергентная редакция, редакция иновещания (занимается созданием передач на иностранных языках), организован процесс обучения студентов компетенциям универсального журналиста.

В 2011 году запущен 360-градусный конвергентный ньюсрум (в переводе с англ. комната новостей) – новая медиаструктура мирового уровня, объединившая в единое компьютерное пространство газету «Технополис», Радио ЮУрГУ, университетский телеканал и порталы. Оснащённый современным цифровым оборудованием, ньюсрум позволяет студентам не ограничиваться рамками одного вида СМИ, а пробовать себя в разных направлениях: телевидение, радиовещание, печать, интернет. Расширяются возможности научных исследований в области актуальных направлений журналистики, филологии, рекламы, связей с общественностью. Это новая образовательная платформа, представляющая собой слияние теории и практики, основа для новых совместных проектов студентов и преподавателей. Всё это помогает журфаку выстоять сейчас, в непростой период становления конвергентных СМИ, формирующих новые требования к профессии.

Сегодня Людмила Петровна Шестёркина – вице-президент Евразийской академии телевидения и радио по молодежной политике, креативный директор ТРК «ЮУрГУ-ТВ», директор Учебного центра «Современные медиатехнологии».
В феврале 2011 года Людмила Петровна защитила диссертацию по теме «Формирование инновационной модели подготовки журналистов в условиях становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспекты)» и была утверждена в степени доктора филологических наук. В апреле 2011 года она получила Невскую премию Санкт-Петербургского государственного университета за вклад в теорию и практику журналистского образования. Была награждена почётным дипломом «Признание ЮУрГУ» за развитие журналистского образования на Урале. В апреле 2013 года Людмила Петровна Шестёркина признана победителем Всероссийского конкурса «Менеджер года» в номинации «Средства массовой информации». Также она активно занимается продвижением студенческой телерадиокомпании и факультета в целом на международном уровне, участвует в конференциях, фестивалях, медиафорумах в Европе и Азии, предоставляет студентам возможность проходить практику в Чехии и других европейских странах.

И снова – о свободе

Творческий, профессиональный, личностный путь Людмилы Петровны Шестёркиной, на мой взгляд – это настоящее воплощение понятия свободы. Это пример того, как человек, постоянно находящийся в рамках профессиональных обязанностей, пропускающий через себя сотни судеб и характеров, сначала как журналист, затем – как руководитель факультета и преподаватель, сумел для себя чётко определить, что есть свобода и что с ней нужно делать. Свобода – это не «разброд и шатание», не вседозволенность и отсутствие нравственного стержня, но это ясное понимание того, что и кто ты есть в этой жизни, того, что ты в этой жизни делаешь и зачем. Это ощущение внутреннего полета и открытой перспективы, желания идти на работу и выполнять её свободно и с любовью, ни на кого не оглядываясь. Это понимание того, что то, что ты делаешь, важно и ответственно. Это изначальное уважение к свободе других людей. «Когда ты ощущаешь внутреннюю опору и почву под ногами, ты по-другому смотришь на жизнь и на своё будущее,» – вот что было сказано мне в конце нашей беседы.

Теперь это, казалось бы, простое и очевидное утверждение приобретает новый, более глубокий смысл. Понятия свободы, нравственной позиции и социальной ответственности переплетаются в одно целое и, вооружившись этим знанием, действительно по-другому начинаешь смотреть на своё будущее.

Это был хороший урок. Спасибо, Людмила Петровна.

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы