К такому мнению пришли эксперты на круглом столе 19 сентября «Бизнес региона готовится к новому кризису?» Стагнация в экономике, сопровождающаяся спадом промышленного производства, инвестиционной активности и потребительского спроса, по прогнозам экономистов, может затянуться на несколько лет. Однако даже в кризис остаются возможности для роста бизнеса, наращивания доли рынка и захвата новых ниш. О проблемах и возможностях финансирования бизнеса говорили больше всего на круглом столе.
«Ситуация в экономике региона сегодня далеко не радужная», — констатирует и.о. заместителя министра экономического развития Челябинской области Инна Проскурякова. По ее словам, восстановительный рост, наблюдавшийся в экономике после кризиса и вплоть до середины прошлого года, прекратился, индекс промышленного производства за год продемонстрировал нулевой прирост. Вместе с тем, отмечает Инна Проскурякова, неблагоприятная экономическая ситуация дает мощный толчок к диверсификации экономики, «заточенной» на металлургическую промышленность и машиностроение, заставляет власти направить усилия на развитие малого и среднего бизнеса.
Нестабильность и отсутствие ясных перспектив улучшения ситуации в экономике уже привели к значительному сокращению кредитования предприятий и малого бизнеса. По статистике Главного управления Банка России по Челябинской области, в первом полугодии банки увеличили корпоративный кредитный портфель на 7,5% до 356,2 млрд. руб., в том числе кредитов, выданных малому бизнесу, на 9,7% до 72,9 млрд. руб. При этом показатель «плохих» долгов достиг 24,3 млрд. руб., увеличившись на 8,0% с начала года. «Действительно темпы роста корпоративного кредитного портфеля, в том числе по малому бизнесу, с начала года существенно замедлились — как в стране, так и в области», — подтверждает директор департамента кредитования ОАО «ЧЕЛИНДБАНК» Андрей Тарасов.
Вместе с тем, именно сегодня банки готовы предложить бизнесу финансирование по привлекательным ставкам — от овердрафта на покрытие кассовых разрывов до долгосрочных инвестиционных кредитов на реализацию масштабных проектов. Сегодня среднерыночные ставки в корпоративном кредитовании составляют 10-11% годовых. В первом полугодии многие банки уже повысили стоимость кредитов для бизнеса и произойдет ли осенью новая волна повышения ставок, пока утверждать не берутся. А новые займы сегодня выдают с осторожностью, рекомендуя предприятиям тщательно просчитывать риски.
Как отмечает заместитель регионального директора «Промсвязьбанка» в Челябинске Ольга Шаловей, сжатие рынка уже выразилось в падении продаж компаний, занимающихся оптовыми поставками — и обусловлено оно не сезонностью, а снижением покупательского спроса. «Так что владельцам небольших магазинов, которые сегодня берут кредит в надежде на то, что «в декабре пойдут продажи, февраль — тоже будет удачным месяцем, а там и 8-е марта», следует лучше планировать финансовые потоки», — говорит эксперт.
От неоправданной долговой нагрузки предостерегает и начальник отдела обслуживания физических лиц и малого бизнеса филиала «Южный Урал» «Райффайзенбанка» Татьяна Хрулева. «Бизнесу необходимо заботиться о сохранении хорошей кредитной истории — в будущем это не раз сослужит добрую службу, — говорит эксперт. — Так что если возникают хоть малейшие сомнения в том, сможет ли предприятие обслуживать долговые обязательства, лучше не влезать в долгосрочные кредитные отношения, а в крайнем случае обойтись краткосрочным овердрафтом, который позволит решить проблему временной нехватки средств».
Так что бизнесу региона стоит оценить новые экономические реалии и строить планы развития с учетом изменившейся конъюнктуры. «Необходимо внимательно считать, просчитывать риски бизнеса, создавать резервы как залог стабильного развития, — резюмирует директор Челябинского филиала ГК «УРАЛЛИЗИНГ» Виктор Кашин. — Не надеяться на максимально быстрый возврат вложенных средств. В конце концов думать о том, что будет кризис — сегодня, завтра или послезавтра — можно бесконечно. Кризис — это тоже возможность для роста, и достаточно много примеров компаний — и в сфере крупного, и среднего, и малого бизнеса — которые во время прошлого финансового кризиса, напротив, улучшили показатели деятельности и завоевали новые ниши».