«Третий элемент» спасёт малые города

Корреспондент: Добрый день! Читатели газеты уже слышали о проекте «Матрица Нового Образа Города». Расскажите о нём подробнее.

Игорь Шворак: Истоки проекта лежат в оценке непростой сегодняшней ситуации. В свое время министр экономического развития Э.С.Набиуллина (2011год) на пленарном заседании Московского Урбанистического форума «Глобальные решения для российских городов» сказала следующее:

 «К сожалению, убывание городов небольшого размера является непреодолимой глобальной тенденцией, и мы не можем не принимать ее во внимание. Очевидно, что в перспективе нескольких десятков лет сохранить

 жизнеспособность всех этих образований будет проблематичным… Крупные города в современном мире – заведомо более экономически устойчивые субъекты по сравнению с теми, что завязаны на судьбу одного, двух, трёх предприятий»

Это говорит о том, что заниматься поддержкой малых городов государство будет избирательно. Поддержку от государства получат только те города, которые смогут измениться и стать конкурентоспособными.

Корр.: Как стать таким городом?

И.Ш.: Собственно, для этого и был создан Институт Инновационного Развития Муниципалитетов. В команду набрали опытных консультантов, специалистов по государственному и муниципальному управлению, специалистов по социальному проектированию, экономистов, юристов, психологов. Сейчас мы разрабатываем и реализуем конкретные технологии инновационного развития муниципалитетов.

Чтобы было понятнее, попробуем разобраться с несколькими устойчивыми мифами о малых городах с монопрофильной экономикой.

 

Миф первыймалые города создавало государство под свои нужды, вот пусть оно и занимается их поддержкой.

Действия — нужно кричать о проблемах моногородов, может услышат и помогут.

В результате из более чем 400 городов с монопрофильной экономикой официально в программу помощи включили 27. Потом ещё 10 и на этом пока помощь закончилась.

Миф второйУ малых городов нет своих ресурсов для развития города.

Действия – просить дополнительные ресурсы у власти.

В результате дополнительных ресурсов чаще совсем не дают.

Миф третийвласти в малых городах нерационально используют бюджетные средства, поэтому всё так плохо.

Действия – непрерывно ругать власть.

В результате у власти вырабатывается иммунитет на непрерывный поток претензий в её адрес.

Миф четвёртыймалые города в погоне за прибылью разоряют бизнесмены.

Действия – ругать бизнесменов и требовать от них помощи.

Результат – отсутствие желания предпринимателей участвовать в развитии города.

Миф пятый – население малых городов никак не должно участвовать в преобразовании своего города, а только требовать, оценивать и использовать то, что делает власть и бизнес.

Действия – уклонение от любых самостоятельных действий на благо города.

Результат — социальное иждивенчество, общественная апатия. 

В основном позиция жителей такая – от нас ничего не зависит, помогайте нам, чтобы мы могли жить как раньше, ничего особенно не меняя.

И практически никто не ставит вопрос – а как мы сами можем повлиять на ситуацию. Что мы лично можем сделать, чтобы город жил и развивался, чтобы в нём оставались наши дети и внуки?

Корр.: Но как? Что могут рядовые жители, если даже власть и бизнес бессильны?

И.Ш.: Вопрос не простой. Чтобы реально повлиять на ситуацию, нужно объединить усилия всех элементов жизни города: власть, бизнес и жителей.

Корр.: А есть ли уже где-то успешный опыт подобного объединения?

И.Ш.: В Европе есть успешный опыт выхода из экономического тупика малых городов. В Европе раньше нас прошли этап кризиса развития и сегодня можно использовать некоторые их принципы.

 

Принцип активного вовлечения жителей в процесс реформирования малого города. Только после активного обсуждения и принятия активной частью общественности новых направлений развития привлекалась помощь государства и бизнеса.

Принцип максимального использования своих исторических особенностей и менталитета населения. Люди шли не через отрицание своей истории, а, напротив, через использование исторически сложившегося содержания.

Принцип государственной поддержки инициатив малых городов. Поддерживались только инициативы, которые избавляли малые города от иждивенческой позиции и позволяли им двигаться дальше без постоянных дотаций!

Принцип объединения усилий власти, бизнеса и жителей для решения проблем города. Такой подход давал максимальный эффект, поэтому мы положили его в основу проекта «Матрица Нового Образа Города»!

Принцип создания бренда для каждого города, что позволило значительно увеличить капитализацию малых городов.

Корр.: Что  же делать? Какие «особенные» пути лежат перед нами?

И.Ш.: Собственно, разнообразия путей у нас нет. Все малые города идут по пути деградации производственного и людского потенциала. Постепенное замирание жизни в связи закрытием неэффективных производств и оттоком трудоспособного населения в большие города. В данной ситуации надо строить «собственную дорогу», делающую город по настоящему эффективным.

Корр.: Что это за собственная дорога? И как вы узнаете, что уже на ней находитесь?

И.Ш.: Признаков несколько.

1.У власти, бизнеса, активной части населения есть желание развивать свой город.

2.Власть, бизнес и активная часть общества имеют пригодный механизм взаимодействия для развития своего города. Именно этот механизм мы создаём в своем проекте.

3.Все элементы жизни города вкладывают свои ресурсы в развитие города.

4.Помощь федеральной власти используется на решение задач привлечения новых стабильных денежных потоков в город.

5.Сальдо финансовых потоков города устойчиво стремится к положительному за счёт развития малого и среднего бизнеса, дающего приток денег в город, а не только обрабатывающих существующий денежный поток.

Главным условием является активизация «третьего элемента». «Третий элемент» – это активная часть жителей малого города.

Корр.: Почему «третий элемент»?

И.Ш.: Потому что традиционно считается, что все вопросы жизни и развития города решаются властью и бизнесом. Жители участвуют в данном процессе лишь как потребитель. Главным потенциалом населения является активное участие собственными ресурсами в развитии своего города. Это принципиально важно для создания нового городского пространства и новой экономики.

Два элемента – власть и бизнес уже организованы и имеют опыт реализации большого числа собственных проектов. Примеров же самостоятельных проектов, реализованных самими жителями, крайне мало. В проекте упор делается именно на активизацию части жителей через обучение проектному способу мышления, разработке и реализации собственных проектов собственными силами. Именно собственных проектов и собственными силами. Только таким способом можно получить опыт и уйти от иждивенческого мышления. И только тогда, бизнес и власть примут активную часть общества как равного партнёра для развития города.

Корр.: Как на практике преодолеть апатию и тотальное общее недоверие жителей?

И.Ш.: Вопреки сложившемуся мнению, общественность не вся апатична и настроена иждивенчески. Есть достаточное количество людей в каждом городе и в каждом дворе, которые готовы откликнуться на разумные инициативы по изменению своей среды обитания.

Корр.: Как найти этих людей и как установить с ними контакт?

И.Ш.: Мы используем очень простую технологию. Из представителей общественности собираем рабочую группу. Затем с группой проводим семинар, где рассказываем о нашем проекте. В процессе общения выявляем проблемы, которые больше всего волнуют общественников и предлагаем начать решать эту проблему собственными силами. Составляем детальный проект решения проблемы своими силами. Обычно группа с удивлением обнаруживает, что большинство проблем можно решить самостоятельно, используя только те ресурсы, которые есть в наличии. При этом сразу выделяются люди, готовые это реализовать. Те, кто считает, что им всё должны делать власти и бизнес, в дальнейшей работе группы не участвуют. Дальше – люди начинают выполнять пошаговые инструкции и встречают понимание у большого количества людей! Проект начинает жить своей жизнью, поддерживая энтузиазм участников.

Корр.: Я знаю, что проект начался недавно. Скажите, а есть ли уже положительные результаты?

И.Ш.: Всё вышеперечисленное уже реализуется в городах Челябинской области. Пилотный проект запущен в Чебаркуле, Златоусте, Сатке. Опишу его работу на примере Чебаркуля.

Созданная рабочая группа определила в качестве приоритетного проект благоустройства дворов силами жителей этих дворов. Был выбран один из дворов. Проведены встречи с активом двора. Силами жителей этого двора проведены несколько субботников, где двор был прибран от мусора и покрашен свежей краской. Жители сами отремонтировали несколько качелей и скосили траву на газонах!

Субботники проходили в виде праздника для детей и взрослых. Играла музыка, взрослые со старшими детьми занимались благоустройством двора, младших детей развлекали интересными играми волонтёры.

В каждом из субботников участвовали примерно 20 взрослых и до 30 детей. По отзывам участников, они получили заряд положительной энергии на несколько дней. Более того, актив двора после каждого субботника ставит себе новые задачи и легко их решает.

Особенно хочется подчеркнуть, что первичная инициатива рабочей группы играла роль  лишь катализатора и все последующие действия были личным желанием жителей!

Сейчас к этому проекту активный интерес проявляют власть и бизнес, что говорит о правильности выбранного нами подхода!

Для расширения проекта мы создали школу волонтёров-переговорщиков, которые будут реализовывать опробованную нами технологию для благоустройства других дворов в Чебаркуле.

Корр.: Каковы перспективы проекта?

И.Ш.: На наш взгляд, они очень интересные. Из переговоров с администрацией и депутатами стало ясно, что они с удовольствием подключатся к этому проекту своими ресурсами. Местный бизнес также обдумывает формы участия в проекте благоустройства своего города.

Жители начинают верить в свои силы и уже смело планируют будущий облик своего подъезда, двора, улицы.

Мы уверены, что их мечты и проекты лягут в основу предвыборных программ депутатов и мэров малых городов. Причём реализовывать свои программы соискатели власти должны начать задолго до выборов, реально помогая практической реализации самостоятельных инициатив жителей. Для тех, кто это поймёт сейчас, проблем с предвыборными программами не будет. Да и конкурентов, по сути, не будет, так как население увидит задолго до выборов реальные дела будущих кандидатов.

Только те, кого поддержит активная часть жителей города, и смогут прийти во власть для продолжения начатых дел по преобразованию города.

Остальные соискатели власти будут завешивать город рекламными плакатами с пустыми  обещаниями, в которые никто не верит и надеяться на пассивность населения. Однако актив населения, вооружённый проектным способом мышления, имеющий опыт самостоятельной реализации проектов поддержит только тех, кто на деле, а не на словах помогает сделать город лучше.

Корр.: Какие следующие шаги планирует Ваша команда?

И.Ш.: Мы планируем начать работы по созданию Бренда малого города и исходим из определения, что Бренд города – это совокупность уникальных качеств, непреходящих общественных ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данного города и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующиеся стабильным спросом потребителей.

И нужно чётко понимать, что уникальное качество каждого города – это жители, их традиции, их отношение к себе, своим соседям, своему двору и своим улицам. Это новое отношение к своему городу, основанное на исторических корнях и желании жить в новом городе, отвечающем всем требованиям современности.

Формирование бренда города не решается в одиночку бизнесом, властью или населением. Это общий проект всех элементов жизни города, начало которого мы закладываем. Ведь, прежде чем куда-то идти и что-то менять, нужно построить образ того места, к которому мы идём.

Построение нового образа города может быть эффективным только при полной взаимной поддержки населения, власти и бизнеса. И это не утопия – в Европе такой сценарий реализовали и пользуются результатами. А наш народ и его совокупная мудрость где то будет и по круче европейского.

Брендирование позволит повысить стоимость малого города и, тем самым привлечь в него новые инвестиции. Мы уверены, что в каждом городе есть достаточный интеллектуальный потенциал для этого. Нужно этот потенциал только разбудить, чем мы и занимаемся в рамках формирования «Матрицы Нового Образа Города»

Сейчас мы решаем в каком из городов Челябинской области провести международную конференцию по формированию брендов малых городов с приглашением гостей из Европы, Америки, Китая, стран Восточной Европы. На этой конференции из первых уст будут услышаны практические советы, рекомендации и опыт по созданию эффективного бренда города.

Корр.: Скажите, а как другие малые города могут присоединиться к проекту? Или Вы их сами выбираете?

И.Ш.: Обсудить условия включения города в программу Матрица Нового Образа Города, можно через email iish@mail.ru. Заявку могут подавать как официальные представители власти или бизнеса, так и просто активные неравнодушные граждане.

А что касается выбора – если город не идёт к нам, мы к нему придём сами!

Корр.: Игорь Иванович, спасибо Вам за интересное и содержательное интервью. Я  знаю, что каждый день проекта приносит интересные и вдохновляющие события, которые развивают проект и делают его всё более интересным для населения, власти и бизнеса!

 

Шворак И.И.: Я уверен, что здравый смысл и желание народа жить лучше преодолеют все преграды. Главное – не тратить сил на борьбу, а полностью сосредоточиться на созидании. И тогда у нас всё получится!

Комментарии

  1. Павел Бекетов:

    Как очевидец и соучастник могу подчеркнуть удивительный факт. Люди, получившие удовольствие от того, что сами навели порядок в собственном дворе, благодарят организаторов за то, что им помогли найти простой способ решения бытовой проблемы. Сколько открытий всем нам еще предстоит на пути создания гражданского общества?

    • Александр Курочкин:

      поддерживаю! Жители, принявшие участие в том или ином мероприятии очень благодарны организаторам, в особенности это проявляется если виден явный результат.

  2. Андрей Ильин:

    Статья интересная, но как нам организоваться? Я живу в Миассе и несколько раз пытался организовать людей на ремонт детской площадки. Но выходил только я и мой друг из соседнего двора!Остальные тупо делали вид, что это их не касается! Как преодолеть этот барьер лени и нежелания ничего сделать даже для себя?

    • Вы правы, есть определённый барьер, который людям нужно преодолеть, чтобы выйти и что-то сделать на благо двора.
      Мы проходим этот барьер просто — включаем в 11.00 в субботу весёлую музыку во дворе, волонтёры проекта начинают работу и…. в течении 10-15 минут подтягиваются местные жители. Причём трудно только первый раз, со второго субботника выходят уже значительно больше людей даже без присутствия волонтёров.
      А поскольку люди видят конкретный результат своей работы, то хочется продолжить и мы стразу договариваемся о следующем субботнике!
      Поэтому совет — попробуйте устроить субботник в формате праздника двора, и люди выйдут!!!

  3. Наталья Сергеевна:

    А действительно, как нам не хватает таких праздников двора, на которых мы можем и дело доброе сделать, и с соседями ближе познакомиться. Я помню, как в годы моей юности выходили во двор взрослые и дети и летом прибирались во дворе, зимой строили горки и снежные крепости…. Это было хотя и не часто, но было же!!!
    Спасибо организаторам проекта, что возвращаете людям веру в себя, свои возможности.
    Жду с нетерпением, когда проект придёт в наш двор.

  4. Андрей:

    А чем же тогда власть будет заниматься? Если мы всё сами сделаем?

    • Вопрос правильный и власть его сразу чувствует! Поэтому после первых шагов проекта к нему присоединяется и власть, и управляющие компании. И сразу начинается конструктивная работа на благо дворов и жителей.
      Собственно, в этом и есть основная идея проекта — объединить усилия власти и населения для благоустройства города. И это реально получается!

  5. Арина Андреевна:

    Интересный и необычный для нашего «общества потребления» проект. Здесь уместна цитата М. Ганди «Хочешь изменить мир — начни с себя», можно продолжить мысль…своего подъезда, двора, улицы. Мы давно привыкли к позиции, что нам все что-то должны: государство, ЖКХ, управляющие компании, сами мы гордо сидим и ждем милости. Прикидывая на себя, если бы субботник, благоустройство двора, кто-то организовал (взять на себя такую роль невозможно в силу занятости), то моя семья и многие из подъезда с удовольствием бы поработали для себя и своих детей, чтобы было приятно выйти во двор. Планируется ли этот проект только для малых городов? Желаю удачи организаторам и хотелось бы получать информацию о развитии проекта

    • Полностью с Вами согласен!
      Проект расширяется и безусловно, он придёт и в большие города.
      И мы будем постоянно информировать о ходе реализации проекта.

  6. Надежда:

    Молодцы кто это придумал. Написала ван на адрес мои координаты. Готова быть волонтёром в таком классном проекте.

  7. Николай Иванович:

    Это что, очередной проект правящей партии? Или это в противовес ей?

    • Не угадали. Это общественный проект и реализуется силами общественных организаций. В Чебаркуле это благотворительный фонд, в других городах тоже планируется привлекать общественников, чьи уставные цели совпадают с целями проекта «Матрица Нового Образа Города». Мы ни с кем не боремся и цель проекта, как я уже писал в статье — объединение усилий общества и власти, а не борьба!

      • Николай Иванович:

        Что-то мне не верится! Такого просто быть не может, чтобы кто-то работал в городе с населением и за этим никто не стоял… Это просто невозможно в нашей стране

        • Игорь Шворак:

          А вы посмотрите на эту тему немного шире. Как вы думаете, кто заинтересован в избавлении населения от иждивенческой позиции? Кто выиграет, если население начнёт участвовать в процессах реформирования собственных городов?
          И как вы думаете, почему после первых положительных результатов проекта с нами стали активно сотрудничать органы власти?
          Если уж вам так интересно, что за этим стоит — за этим стоят прежде всего интересы государства, которое сегодня и в будущем сможет проводить реформы только при активной поддержке населения.

  8. Наталья:

    Молодец!
    Хоть кто-то реально занимается с населением!

  9. Наталья:

    и если проект придёт в наш двор — я первая выйду на все субботники

  10. Игорь:

    Я уже много лет сам занимаюсь благоустройством своего двора. Нас таких 4 человека и двор как игрушка… Мужики, делайте всё сами — реально дешевле и интереснее получается

  11. Ирина:

    Что будет являться итогом работы? На какое время рассчитан проект?

    • Итог работы — формирование нового отношения общества к своим возможностям по улучшению собственной жизни. Это по-научному… А проще — красивая жизнь в красивом пространстве, созданная собственными руками!

  12. Александр Петрович:

    Молодец!
    А кто придумал этот проект?

  13. Об этом я когда-нибудь напишу отдельную статью 🙂

  14. Зацепилин Юрий:

    Очень Важный проект формирующий ответственную позицию за себя, свой двор, свой город, свою страну. Такие проекты превращают жителей из населения в граждан. Они должны быть взяты на вооружение муниципальными общественными палатами, если они есть.»Третий элемент» должен обязательно участвовать в разработке и реализации стратегии развития города, и тогда развитие будет. Игорь Иванович, желаю тебе всемерной поддержки и удачи!

  15. Елена:

    Проект потрясающий. Его обязательно надо развивать. Удивительно как над развитием малых городов раньше не задумывались. Все три составляющие должны вместе работать:власть, бизнес и жители города. Вот она причина почему у нас идет такая расслойка на верхи и низы, не хотят они вместе работать. Одних праздников двора совсем недостаточно, а как же, например, выборы представителей власти. Ведь в этом процессе участвуют граждане, но они упорно не хотят идти на них. Там тоже надо устроить праздник выбора. И не надо ждать когда проект придет в ваш двор, надо самим стать активными участниками развития своего города и страны.

    • Игорь Шворак:

      Вы правильно заметили, что праздники двора — это лишь первый шаг в повышении социальной активности народа. Сделав этот шаг, население сможет сформулировать понятные и выполнимые требования к власти и, что ещё более важно, требования к себе! Именно так — требования к себе. Иными словами, какими мы должны стать, чтобы начать активно влиять на развитие своего города и объединёнными усилиями власти, бизнеса и нас поднимать с колен малые города.. да и страну в целом!

  16. Сергей:

    А я никого не буду ждать, сам сделаю такой проект в своём дворе. Технология понятна, просто нужно взять и сделать. И пофигу, если выйду только я один. Капля камень точит.
    У нас старшая по дому с собой папку с перепиской с властью таскает..толстую уже..и ведь никакого толку.
    Кто со мной, выходите в свои дворы в ближайшую субботу!


Leave a Reply to Наталья

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы