Российский центр обучения избирательным технологиям проанализировал новые формы информирования в работе избиркомов субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года.
Работа избирательных комиссий со СМИ считается базовой формой информирования. С повышением роли интернета в информационном пространстве активная работа электронных ресурсов избирательных комиссий, дистанционное взаимодействие с избирателями с помощью новых технологий, а также деятельность в соцсетях и на блогах приобретают все большую значимость.
РЦОИТ провёл мониторинг информационного присутствия избиркомов субъектов Федерации, по результатам которого можно отметить Московский горизбирком (или МГИК) и Избирком Московской области.
Исследование показало, что организаторы выборов вели активную работу с журналистами.
Деятельность МГИК освещалась ведущими федеральными СМИ. Коллеги из Московской области использовали преимущественно региональные и муниципальные СМИ.
Позитивной оценки заслуживает опыт МГИК, связанный с мониторингом публикаций в СМИ о деятельности комиссии, электоральной ситуации в столице и субъектах Российской Федерации. Результаты указанного мониторинга в ежедневном режиме размещались на электронных ресурсах комиссии (сайт «Вестник МГИК»).
При этом материалы, включаемые в подборки, нередко носили критический по отношению к деятельности МГИК характер, что позволяет судить о наличии у организаторов московских выборов взвешенного подхода к информированию посетителей ресурса.
Не менее активную работу ведут и коллеги МГИК в области. О выдвижении, регистрации и публикации обязательных данных кандидатов в привязке к деятельности Избирательной комиссии Московской области регулярно сообщали практически все региональные информационные агентства, печатные СМИ и телеканалы.
Отметим новации в сфере информирования избирателей через интернет. Например, сотрудничество организаторов выборов с внешними структурами, направленное на обеспечение более широкого освещения деятельности избиркома. В рамках данного направления работы Избирательная комиссия Московской области заключила соглашение с АНО «Агентство реализации социально-политических инициатив» по вопросам освещения работы системы избирательных комиссий региона путем публикации соответствующей информации на общефедеральном информационном ресурсе «Депутаты России». Данный проект создан для соблюдения принципа равенства доступа к информации о каждом депутате РФ. С помощью сайта можно получить всю информацию о деятельности политических партий, депутатов, возможность задать вопрос через интернет-приемную депутата и оставить свой отзыв о его деятельности.
В рамках подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года руководители и сотрудники избиркомов обоих субъектов вели активную работу в соцсетях и на блог-платформах. В частности, были созданы твиттер-аккаунты.
Помимо ведения блогов, избиркомы создавали специализированные группы по электоральной тематике в социальных сетях, «Вконтакте» и в «Фейсбуке».
Подводя итоги, отметим, что характер деятельности организаторов выборов по обеспечению собственного информационного присутствия существенно различается в зависимости от региона. Не все комиссии при работе в данном направлении используют потенциал современных информационных технологий. В этом смысле опыт обеспечения широкого информационного присутствия, имеющийся у избиркомов Москвы и Московской области заслуживают положительные отзывы.