История о вокалисте солнечной души, или Как научиться петь сердцем

 

Солнечные лучи падали на неровный деревянный пол пустой аудитории, задевая стройные ряды парт. В потоке света, как снег, кружили пылинки. В музыкальном училище было тихо, только где-то еле слышно звучала скрипка. Вступительные экзамены подходили к концу. Людмила сидела одна и тихо плакала. Казалось, что мир рухнул – она не прошла. 8 лет музыкальной школы, столько надежд и подготовки, и всё безрезультатно. Во время экзамена, стоя на сцене и отыграв уже половину программы, Людмила неожиданно почувствовала, как её левая рука, державшая скрипку, как будто онемела и начала медленно опускать вниз. О том, чтобы продолжать, не могло быть и речи. Девушка извинилась и вышла из класса под удивлёнными взглядами членов комиссии.
 
 
Что-то пошло не так. Видимо нервы сдали. Что она теперь скажет отцу? Ведь он так верил в неё, так помогал…
«Девушка, Вы что здесь делаете? Что случилось?» – незнакомый мужской голос спугнул висевшие в воздухе пылинки. «Я не смогла… Не поступила,» – и слёзы потекли по щекам ещё сильнее. «Пойдёмте-ка со мной,» – произнёс мужчина улыбнувшись. Он подвёл девушку к стоявшему у стены фортепиано, которое Людмила сперва и не заметила. Взял аккорд, попросил спеть гамму. Несмотря на удивление, растерянность, недоумением и разочарование, приправленные солёными девичьими слезами, Людмила светло и радостно запела. Что может быть проще и прекраснее, чем пение? Ведь она пела всю жизнь с самого детства: дома, в музыкальной школе, во время летних путешествий с родителями – в трясущемся автомобиле давала им концерты по заявкам…
 
Заведующий хоровым отделением Поляков Станислав Степанович убрал руки с инструмента. «Мы Вас принимаем», – сказал он и снова улыбнулся. Так Людмила Подольская практически без экзаменов, не считая общеобразовательных предметов, поступила в филиал Челябинского музыкального училища в городе Челябинск-65, который сегодня вот уже как 8 лет именуется Озёрским колледжем искусств. Челябинска-65 теперь нет. Теперь город называется Озёрск – это первенец атомной промышленности в Челябинской области. С 2005 года город получил статус закрытого территориально-административного образования (ЗАТО), так как именно здесь ведётся изготовление плутониевого заряда для атомной бомбы. Вот такое соседство: опасное производство и музыкальное училище. Из одного выходят смертоносные элементы, из другого – носители искусства и красоты.
 
Людмила Викторовна Подольская родилась в городе Златоуст-36 (так раньше назывался Трёхгорный). В детстве она носила фамилию Белоусова, и потому выходило, что она полная тёзка Людмиле Белоусовой – известной и любимой многими советской фигуристки, заслуженного мастера спорта СССР и двукратной чемпионки Олимпийских игр в паре с Олегом Протопоповым. И маленькая Людмила в своё время не пропускала ни одного выступления любимых фигуристов. А потому не удивительно, что когда в Златоуст-36, такой же закрытый и маленький, как Челябинск-65, приехали тренера по фигурному катанию и объявили набор, она сразу же отправилась в спортивный комплекс на отборочный тур. В эту секцию Людмила тоже прошла без экзаменов: как только тренера услышали её имя и фамилию, сказали: «Эту девочку мы берём сразу». И кто знает, как сложилась бы судьба маленькой фигуристки дальше. Но скоро секция была закрыта, а тренера уехали также внезапно, как и приехали.
 
Поскольку хотелось заниматься чем-то ещё, кроме учёбы в школе, Людмила изъявила желание учиться музыке. Ещё в детстве она мечтала играть на скрипке. Мечта зародилась ещё в детском саду, когда Людочка с замиранием сердца наблюдала, как воспитательница, Сусанна Александровна Мартиросян, будущая преподавательница Людмилы (хоть тогда она об этом ещё и не догадывалась) творила перед детьми чудо: водила тоненькой палочкой по струнам, создавая удивительной красоты и нежности звуки. Поэтому решение, на чём учиться играть, было принято сразу, хотя сначала отец, Белоусов Виктор Афанасьевич, предлагал пойти на класс фортепиано. Но это была уже его мечта…
 
В училище Людмила Подольская училась на хоровом отделении. Это была пора бесчисленных концертов, конкурсов и выступлений. Однажды Людмилу Подольскую пригласили в труппу местного театра оперетты. К выходу на сцену тогда готовился «Севастопольский вальс», Людмила получила роль Зиночки. Это был незабываемый опыт: с артистами работал настоящий режиссёр – Митрофанов Василий Никитович, настоящий грим, костюмы, выходы на сцены, песни, музыка – всё это было ново и захватывающе.
Но после окончания училища в 1976 году Людмила Подольская вернулась по распределению в свой родной город и стала учителем хорового пения. Вышла замуж. На какое-то время концертная деятельность и занятия вокалом отошли на второй план. На первом была семья. Тем более теперь у Людмилы Викторовны было две семья: одна – дома – муж, дети, родители, а вторая – это многочисленная братия совсем маленьких и юных мальчишек и девчонок, которые как к свету тянулись к музыке и которых многому предстояло научить.
 
Начались занятия на хоровом отделении. Нужно сказать, что хоровое пение значительно отличается от пения вокального. По-другому работает голосовой аппарат, по-другому нужно выстраивать звук и ставить голос. Но самое главное, что хор – это цельный организм, состоящий из множества разных клеточек – детей –  по-разному поющих и звучащих, с разным характером и настроением. И всех их нужно организовать, объединить, найти каждому своё место в хоре. Но Людмила Подольская по-прежнему мечтала петь сольно, или по-крайней мере работать с солистом. Как-то на открытом уроке один из преподавателей музыкальной школы – Ирина Борисовна Гапоненко – заметила, что Людмила Викторовна прекрасный вокалист, но по характеру своему она не хоровик, и хор её поёт по-вокальному.
 
В начале 2000-ых Людмила Подольская поехала на курсы повышения квалификации в Уфу. Занятия проходили в Уфимском институте искусств. И как-то раз Людмилу Подольскую привлекли завораживающие звуки пения. Голоса доносились из учебной аудитории, а вместе с ними из полуоткрытой двери в коридор падал луч света, в котором мельтешили похожие на снег пылинки. Хотелось распахнуть дверь, войти в этот поток света и узнать, кто же так прекрасно поёт и нельзя ли присоединиться к этому пению. Но Людмила не решалась помешать уроку. Тогда Лариса Алексеевна Помазкина, которая вместе с ней приехала на курсы просто затолкнула её в кабинет. Деваться было некуда, пришлось прокрасться в конец аудитории и дождаться конца занятия. Урок давала профессор Муртазина Миляуша Галеевна, заслуженный деятель культуры и признанная певица. В конце Людмила Подольская подошла и спросила, можно ли заниматься у неё вокалом, на что получила строгий и безапелляционный отказ: «Частные уроки не даю». Единственное, на что согласился педагог – 15 минут послушать неизвестную ей вокалистку. Но 15 минут истекли, а внеплановое прослушивание продолжалось. Закончили они только через час. «Где вы были всё это время?» – пронзил внезапно наступившую в классе тишину вопрошающий голос Миляуши Муртазиной. – Какое право вы имели сидеть в своём маленьком городишке? Вы не имели право выходить замуж и заводить детей! У вас голос мирового уровня. Вы обязаны были продолжать петь и выступать». В классе снова повисла тишина, и только пылинки в лучах солнца тихо и безмятежно опускались на пол.
 
После этого Людмила Подольская неоднократно приезжала в Уфу и занималась с профессором Муртазиной, из-под крыла которой вышло немало народных артистов Российской Федерации и Республики Башкортостан, в будущем получивших признание в России и за её пределами. Однажды во время одного из занятий, Миляуша Галеевна сказала, как всегда твёрдым, не допускающим возражений голосом: «Чтобы стать оперной певицей или артисткой театра, нужно быть стервой». Но Людмила Подольская не была стервой и становиться ею не хотела ей. Дома её ждали дети и семья, для которых их мама и учительница была самой лучшей и великой певицей. Людмила Викторовна осталась в своём «маленьком городишке», чтобы наполнять музыкой не концертные залы, а сердца детей, помогая им найти себя на пути искусства.
 
Помимо занятий с хором Людмила Подольская давала концерты (не менее 60 выступлений в год) и участвовала в различных конкурсах областного, межрегионального и всероссийского уровня. В 2000 году Людмила Викторовна получила гран-при на межрегиональном конкурсе «Воскресная классика» в Ярославле, после чего получила приглашение на IIIВсероссийский конкурс вокалистов имени Варламова в г. Тверь, где стала лауреатом II степени. «Из какого Вы театра?» – спрашивали её. На что Людмила Подольская как всегда скромно отвечала: «Учителем хора в музыкальной школе».
 
После встречи с профессором Муртазиной многое изменилось. Занятия с хором продолжились, но Людмила Викторовна решила попробовать работать с некоторыми учениками индивидуально. Появились первые солисты. Только в 2007 в Детской школе искусств открыли вокальное отделение. Людмилу Подольскую назначили его заведующей. К настоящему моменту её преподавательский стаж составляет почти 40 лет. За это время у Людмилы Викторовны выработался главный принцип преподавания: учить петь нужно каждого, кто хочет этого.
В 2010 году Людмила Подольская была награждена премией Законодательного собрания в социальной сфере в области культуры и искусства.
 
Сегодня мы долго беседовали с Людмилой Подольской в её кабинете, освещённом лучами вечернего солнца, в которых неспешно плавали пылинки. Говорили о творческом пути и непредсказуемых поворотах жизни пении, об отличии вокального пения и хорового и о том, что отличает детей, занимающихся в музыкальной школе. В тот вечер не мог не возникнуть вопрос о том, можно ли научить человека петь и что для этого нужно.
 
 Людмила Подольская: Конечно, в музыкальную школу приходят петь разные дети: у кого-то есть врождённый слух и сильный голос, у кого-то способности небольшие. Но я беру всех. Научить петь можно любого – поставить голос, разработать связки. Это как в спорте: развиваешь мышцы – есть результат, перестаёшь заниматься – мышцы перестают работать. Но в пении мало просто разработать голосовой аппарат и иметь слух. Чтобы стать настоящим вокалистом, нужна душа, нужно жить и чувствовать сердцем, а не только головой.
Одна моя знакомая, которая всю жизнь профессионально занималась пением, рассказывала мне, что долгое время не могла головой понять, что же такое петь и как это происходит. Она окончила музыкальное училище, затем Уральскую консерваторию в Екатеринбурге, после много выступала,  прошла стажировку в Италии, но даже тогда не могла понять этого. И только недавно, по прошествии долгого времени, она сказала, что наконец-то почувствовала, как рождается пение и что при этом происходит. Пение и музыка  рождаются в душе и исходят из сердца.
 
Людмила Викторовна Подольская – вокалист и педагог от Бога. От Бога – значит от сердца. Всё, что она делает для своих маленьких вокалистов, для своих учеников, каждого из которого ждёт разная судьба и не обязательно она будет связана с пением, – всё это она делает от чистого сердца и вкладывает душу в каждый звук, каждое слово и каждую свою улыбку. 

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы