Солнечные лучи падали на неровный деревянный пол пустой аудитории, задевая стройные ряды парт. В потоке света, как снег, кружили пылинки. В музыкальном училище было тихо, только где-то еле слышно звучала скрипка. Вступительные экзамены подходили к концу. Людмила сидела одна и тихо плакала. Казалось, что мир рухнул – она не прошла. 8 лет музыкальной школы, столько надежд и подготовки, и всё безрезультатно. Во время экзамена, стоя на сцене и отыграв уже половину программы, Людмила неожиданно почувствовала, как её левая рука, державшая скрипку, как будто онемела и начала медленно опускать вниз. О том, чтобы продолжать, не могло быть и речи. Девушка извинилась и вышла из класса под удивлёнными взглядами членов комиссии.
Что-то пошло не так. Видимо нервы сдали. Что она теперь скажет отцу? Ведь он так верил в неё, так помогал…
«Девушка, Вы что здесь делаете? Что случилось?» – незнакомый мужской голос спугнул висевшие в воздухе пылинки. «Я не смогла… Не поступила,» – и слёзы потекли по щекам ещё сильнее. «Пойдёмте-ка со мной,» – произнёс мужчина улыбнувшись. Он подвёл девушку к стоявшему у стены фортепиано, которое Людмила сперва и не заметила. Взял аккорд, попросил спеть гамму. Несмотря на удивление, растерянность, недоумением и разочарование, приправленные солёными девичьими слезами, Людмила светло и радостно запела. Что может быть проще и прекраснее, чем пение? Ведь она пела всю жизнь с самого детства: дома, в музыкальной школе, во время летних путешествий с родителями – в трясущемся автомобиле давала им концерты по заявкам…
Заведующий хоровым отделением Поляков Станислав Степанович убрал руки с инструмента. «Мы Вас принимаем», – сказал он и снова улыбнулся. Так Людмила Подольская практически без экзаменов, не считая общеобразовательных предметов, поступила в филиал Челябинского музыкального училища в городе Челябинск-65, который сегодня вот уже как 8 лет именуется Озёрским колледжем искусств. Челябинска-65 теперь нет. Теперь город называется Озёрск – это первенец атомной промышленности в Челябинской области. С 2005 года город получил статус закрытого территориально-административного образования (ЗАТО), так как именно здесь ведётся изготовление плутониевого заряда для атомной бомбы. Вот такое соседство: опасное производство и музыкальное училище. Из одного выходят смертоносные элементы, из другого – носители искусства и красоты.
Людмила Викторовна Подольская родилась в городе Златоуст-36 (так раньше назывался Трёхгорный). В детстве она носила фамилию Белоусова, и потому выходило, что она полная тёзка Людмиле Белоусовой – известной и любимой многими советской фигуристки, заслуженного мастера спорта СССР и двукратной чемпионки Олимпийских игр в паре с Олегом Протопоповым. И маленькая Людмила в своё время не пропускала ни одного выступления любимых фигуристов. А потому не удивительно, что когда в Златоуст-36, такой же закрытый и маленький, как Челябинск-65, приехали тренера по фигурному катанию и объявили набор, она сразу же отправилась в спортивный комплекс на отборочный тур. В эту секцию Людмила тоже прошла без экзаменов: как только тренера услышали её имя и фамилию, сказали: «Эту девочку мы берём сразу». И кто знает, как сложилась бы судьба маленькой фигуристки дальше. Но скоро секция была закрыта, а тренера уехали также внезапно, как и приехали.
Поскольку хотелось заниматься чем-то ещё, кроме учёбы в школе, Людмила изъявила желание учиться музыке. Ещё в детстве она мечтала играть на скрипке. Мечта зародилась ещё в детском саду, когда Людочка с замиранием сердца наблюдала, как воспитательница, Сусанна Александровна Мартиросян, будущая преподавательница Людмилы (хоть тогда она об этом ещё и не догадывалась) творила перед детьми чудо: водила тоненькой палочкой по струнам, создавая удивительной красоты и нежности звуки. Поэтому решение, на чём учиться играть, было принято сразу, хотя сначала отец, Белоусов Виктор Афанасьевич, предлагал пойти на класс фортепиано. Но это была уже его мечта…
В училище Людмила Подольская училась на хоровом отделении. Это была пора бесчисленных концертов, конкурсов и выступлений. Однажды Людмилу Подольскую пригласили в труппу местного театра оперетты. К выходу на сцену тогда готовился «Севастопольский вальс», Людмила получила роль Зиночки. Это был незабываемый опыт: с артистами работал настоящий режиссёр – Митрофанов Василий Никитович, настоящий грим, костюмы, выходы на сцены, песни, музыка – всё это было ново и захватывающе.
Но после окончания училища в 1976 году Людмила Подольская вернулась по распределению в свой родной город и стала учителем хорового пения. Вышла замуж. На какое-то время концертная деятельность и занятия вокалом отошли на второй план. На первом была семья. Тем более теперь у Людмилы Викторовны было две семья: одна – дома – муж, дети, родители, а вторая – это многочисленная братия совсем маленьких и юных мальчишек и девчонок, которые как к свету тянулись к музыке и которых многому предстояло научить.
Начались занятия на хоровом отделении. Нужно сказать, что хоровое пение значительно отличается от пения вокального. По-другому работает голосовой аппарат, по-другому нужно выстраивать звук и ставить голос. Но самое главное, что хор – это цельный организм, состоящий из множества разных клеточек – детей – по-разному поющих и звучащих, с разным характером и настроением. И всех их нужно организовать, объединить, найти каждому своё место в хоре. Но Людмила Подольская по-прежнему мечтала петь сольно, или по-крайней мере работать с солистом. Как-то на открытом уроке один из преподавателей музыкальной школы – Ирина Борисовна Гапоненко – заметила, что Людмила Викторовна прекрасный вокалист, но по характеру своему она не хоровик, и хор её поёт по-вокальному.
В начале 2000-ых Людмила Подольская поехала на курсы повышения квалификации в Уфу. Занятия проходили в Уфимском институте искусств. И как-то раз Людмилу Подольскую привлекли завораживающие звуки пения. Голоса доносились из учебной аудитории, а вместе с ними из полуоткрытой двери в коридор падал луч света, в котором мельтешили похожие на снег пылинки. Хотелось распахнуть дверь, войти в этот поток света и узнать, кто же так прекрасно поёт и нельзя ли присоединиться к этому пению. Но Людмила не решалась помешать уроку. Тогда Лариса Алексеевна Помазкина, которая вместе с ней приехала на курсы просто затолкнула её в кабинет. Деваться было некуда, пришлось прокрасться в конец аудитории и дождаться конца занятия. Урок давала профессор Муртазина Миляуша Галеевна, заслуженный деятель культуры и признанная певица. В конце Людмила Подольская подошла и спросила, можно ли заниматься у неё вокалом, на что получила строгий и безапелляционный отказ: «Частные уроки не даю». Единственное, на что согласился педагог – 15 минут послушать неизвестную ей вокалистку. Но 15 минут истекли, а внеплановое прослушивание продолжалось. Закончили они только через час. «Где вы были всё это время?» – пронзил внезапно наступившую в классе тишину вопрошающий голос Миляуши Муртазиной. – Какое право вы имели сидеть в своём маленьком городишке? Вы не имели право выходить замуж и заводить детей! У вас голос мирового уровня. Вы обязаны были продолжать петь и выступать». В классе снова повисла тишина, и только пылинки в лучах солнца тихо и безмятежно опускались на пол.
После этого Людмила Подольская неоднократно приезжала в Уфу и занималась с профессором Муртазиной, из-под крыла которой вышло немало народных артистов Российской Федерации и Республики Башкортостан, в будущем получивших признание в России и за её пределами. Однажды во время одного из занятий, Миляуша Галеевна сказала, как всегда твёрдым, не допускающим возражений голосом: «Чтобы стать оперной певицей или артисткой театра, нужно быть стервой». Но Людмила Подольская не была стервой и становиться ею не хотела ей. Дома её ждали дети и семья, для которых их мама и учительница была самой лучшей и великой певицей. Людмила Викторовна осталась в своём «маленьком городишке», чтобы наполнять музыкой не концертные залы, а сердца детей, помогая им найти себя на пути искусства.
Помимо занятий с хором Людмила Подольская давала концерты (не менее 60 выступлений в год) и участвовала в различных конкурсах областного, межрегионального и всероссийского уровня. В 2000 году Людмила Викторовна получила гран-при на межрегиональном конкурсе «Воскресная классика» в Ярославле, после чего получила приглашение на IIIВсероссийский конкурс вокалистов имени Варламова в г. Тверь, где стала лауреатом II степени. «Из какого Вы театра?» – спрашивали её. На что Людмила Подольская как всегда скромно отвечала: «Учителем хора в музыкальной школе».
После встречи с профессором Муртазиной многое изменилось. Занятия с хором продолжились, но Людмила Викторовна решила попробовать работать с некоторыми учениками индивидуально. Появились первые солисты. Только в 2007 в Детской школе искусств открыли вокальное отделение. Людмилу Подольскую назначили его заведующей. К настоящему моменту её преподавательский стаж составляет почти 40 лет. За это время у Людмилы Викторовны выработался главный принцип преподавания: учить петь нужно каждого, кто хочет этого.
В 2010 году Людмила Подольская была награждена премией Законодательного собрания в социальной сфере в области культуры и искусства.
Сегодня мы долго беседовали с Людмилой Подольской в её кабинете, освещённом лучами вечернего солнца, в которых неспешно плавали пылинки. Говорили о творческом пути и непредсказуемых поворотах жизни пении, об отличии вокального пения и хорового и о том, что отличает детей, занимающихся в музыкальной школе. В тот вечер не мог не возникнуть вопрос о том, можно ли научить человека петь и что для этого нужно.
Людмила Подольская: Конечно, в музыкальную школу приходят петь разные дети: у кого-то есть врождённый слух и сильный голос, у кого-то способности небольшие. Но я беру всех. Научить петь можно любого – поставить голос, разработать связки. Это как в спорте: развиваешь мышцы – есть результат, перестаёшь заниматься – мышцы перестают работать. Но в пении мало просто разработать голосовой аппарат и иметь слух. Чтобы стать настоящим вокалистом, нужна душа, нужно жить и чувствовать сердцем, а не только головой.
Одна моя знакомая, которая всю жизнь профессионально занималась пением, рассказывала мне, что долгое время не могла головой понять, что же такое петь и как это происходит. Она окончила музыкальное училище, затем Уральскую консерваторию в Екатеринбурге, после много выступала, прошла стажировку в Италии, но даже тогда не могла понять этого. И только недавно, по прошествии долгого времени, она сказала, что наконец-то почувствовала, как рождается пение и что при этом происходит. Пение и музыка рождаются в душе и исходят из сердца.
Людмила Викторовна Подольская – вокалист и педагог от Бога. От Бога – значит от сердца. Всё, что она делает для своих маленьких вокалистов, для своих учеников, каждого из которого ждёт разная судьба и не обязательно она будет связана с пением, – всё это она делает от чистого сердца и вкладывает душу в каждый звук, каждое слово и каждую свою улыбку.