«Домна – как человек…»

История уральских металлургических заводов измеряется веками. Так, Невьянский завод был основан в 1701 году, Полевской – в 1719, Верх-Исетский – в 1726, Сысертский – в 1732, Саткинский – в 1758… Заводы строились в местах скопления железной руды, вблизи реки и леса. Разработка рудных залежей горы Магнитной тоже берет свое начало в 18 веке – добыча железной руды была начата в 1759 году. Рядом с горой уже в 1743 году официально существовала станица Магнитная, жители которой указом Елизаветы Петровны были приписаны к Оренбургскому казачьему войску. Однако «железоделательного» завода вблизи горы Магнитной не построили – не было леса, и, соответственно, древесного угля – топлива для тогдашних домен. Добытую руду на подводах жители станицы Магнитной отправляли за 70 верст на ближайший, Белорецкий, завод.

Только в 1915 году начались проектные работы по строительству железной дороги Белорецк-Магнитная для перевозки руды на завод Белорецка, но затянувшаяся первая мировая помешала осуществить этот проект. В 1920 году проектно-изыскательские работы восстановились, но дорогу так и не построили. Открытие коксующегося угля Кузбасса решило судьбу горы Магнитной. Такой уголь пригоден как топливо для доменных и мартеновских печей. В январе 1929 года Совнарком принял решение о строительстве Магнитогорского металлургического комбината, и уже в марте на стройплощадку будущего металлургического комбината прибыли первые строители: бригада плотников, которую возглавлял человек с говорящей фамилией – Дмитрий Брусов. 30 июня 1929 года на Магнитострой пришел первый пассажирский поезд, и эта дата считается днем рождения города Магнитогорска. Поезд привез романтиков, энтузиастов и вербованных. Это – начальный магнитогорский замес. Позже добавили спецпереселенцев: по официальной версии – в мае 1931 года, а по неофициальной — месяцев через пять.

ММК

Главные цеха ММК – суровый мужской мир. Усеченные конусы домен высотой с пятиэтажный дом, прокатные станы, по которым туда-сюда ездит толстый железный лист, раскаленный до оранжево-красного цвета, постепенно вытягиваясь в длину, эстакады, переходы…
Доменный цех тонет в полумраке, но внезапно озаряется ярко-алым светом. Это идет готовый чугун. Горновые в войлочных шапках пускают готовый чугун по бетонным желобам. Есть еще старый способ выпуска чугуна — через специальные канавки, которые сами же горновые делают из огнеупорной глины.
— Домна – как человек, — говорит Евгений Федорович Стоянкин, 75-летний ветеран Магнитки, Герой Соцтруда. — Человек дышит – он живет. Домна тоже: пока живет – дышит через систему ПВС – паровоздушной электростанции. Слово «домна» и происходит от древнерусского «дъмати», что означает «дуть, дутье». А «чугун» в переводе с немецкого означает «свиное железо».

Работа горнового считается одной из самых тяжелых на ММК. Раньше уголовно-исполнительная инспекция устраивала в бригады горновых отбывших длительные сроки осужденных. В целях исправления. В 80-е, когда Стоянкин работал мастером, ему в бригаду дали бывшего зэка, отсидевшего десять лет за убийство. Парень оказался толковым, одно плохо – стал приучать своих коллег к чифирю – сам его потреблял в ночную смену.
Стоянкин низенький, коренастый, седой и очень живой. Рассказывает:

— Первый чугун на комбинате выпустили первого февраля тридцать второго года. Готовились как к празднику, соревновались с Новокузнецком, пытались раньше дать металл, потому и запускали домну зимой. Американские инженеры, работавшие на Магнитострое, против этого возражали, говорили, что противоречит технологии. К домне подтянулись тысячи людей, которые ждали, несмотря на то, что выпуск металла все время откладывался. Случилась авария, последствия которой устраняли несколько часов. Зима была студеная, в тот день стоял мороз не меньше тридцати градусов, но люди ждали. Под открытым небом – крыши литейного двора тогда еще не было. Один из зрителей даже приехал на корове – наверное, из Старой Магнитки был (Старой Магниткой сейчас в Магнитогорске называют станицу Магнитную, от которой осталось несколько улиц на Правом берегу – остальные были затоплены при строительстве плотины в 50-е годы. – Л.С.) Когда первую партию расплавленного металла в чугуновозном ковше повезли на разливку, люди шли следом за паровозом. А когда металл разлили на чушки – толстые прямоугольники, и они застыли, зрители стали их разбивать – на сувениры. Каждому ведь хотелось получить кусочек первого чугуна Магнитки!
Евгений Стоянкин слышал об этом событии из первых уст – от своего мастера, заслуженного доменщика, Григория Ивановича Герасимова. Тот принимал участие в первом выпуске чугуна.

Несмотря на значимость события, обезопасить работников от производственного травматизма не удалось. Иван Давыдов, ветеран войны и труда, вспоминал в своих мемуарах: «Торжественный день, когда состоялся выпуск первого чугуна, стал трагическим для нашей семьи. При выпуске первой плавки летка была сырой, да и опыта тогда еще не имели. Металл стал «плевать», как говорят доменщики. Отец вместе с товарищами попрыгали вниз, где стояли чугуновозные ковши. Получил ожоги и четвертого апреля скончался. Лечение тогда хорошим не было, да и кому нужны были раскулаченные. Похоронен в общей могиле со многими сотнями первостроителей».


Кузница кадров

Горновые делятся по разрядам – первый, второй и третий. Первый горновой руководит вторыми и третьими номерами. Второй горновой отвечает за выплавку, за состояние летки – пространства у печи. Третий – за разливку. О работе металлургов мне рассказывают молодые инженеры – Виталий Бегинюк и Сергей Коновалов. Сергей – прокатчик, работает на стане 5000, не так давно запущенном в производство, а Виталий после окончания института сам начинал с горнового. Такова корпоративная политика ММК – человек, закончивший институт, должен начать с самых низов, а потом, зарекомендовав себя, уже может делать карьеру.

Виталий Бегенюк начинал свою работу на ММК в 2006 году. Год работал горновым, сейчас он ведущий специалист доменного цеха. Виталий худой и смуглый, широкие брови, темные украинские глаза…
— Сколько вы проходили в горновых? – спрашиваю я.
— Примерно год.
— Но ведь тяжело было? Сбежать не хотели?
— Нет.
— А что держало?
— Ну, я же знал, что это не навсегда. На ММК человек с «вышкой» долго в горновых не задерживается. Ну, если уж он не совсем дубовый…

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Россия Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы