Челябинское УФАС России подвело итоги работы

Итоги государственного контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о закупках Челябинским УФАС России в 2014 году

Челябинское УФАС России осуществляет государственный контроль на территории Челябинской области за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях, закона о торговой деятельности в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, законодательства о контрактной системе и о закупках для нужд отдельных юридических лиц, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно — монопольных, а также закона об энергосбережении и стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Всего в Челябинском УФАС России работает 50 специалистов, подразделений в муниципальных образованиях нет.

В 2014 году Челябинским УФАС России рассмотрено 5250 (в 2013 году — 3609) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

1115 (687) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

351 (268) заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе;

3285 (2176) заявлений и обращений по законодательству о закупках для государственных и муниципальных нужд;

214 (157) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите                                                       конкуренции;

35 (71) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;

464 (200) обращения за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг, в т.ч. страхования (ОСАГО) и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий и продукты питания, ЖКХ, транспорта, которые не только направлены по подведомственности, но также по ним даны соответствующие разъяснения.

Таким образом, количество обращений возросло почти наполовину и изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в том числе в связи с изменением действующего законодательства и изменившейся экономической ситуацией. Так, обращений по навязыванию дополнительных услуг по ОСАГО составило около 187, на рост цен на продукты питания — 97.

В 2014 году отмечается значительный рост (более чем наполовину) количества обращений в антимонопольный орган о нарушении антимонопольного законодательства: в 2014 году – 1115 (в 2013 году — 687). Больше всего обращались на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере электроэнергетики и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов). Так, в 2014 году количество обращений по этому направлению составило – 846 (в 2013 году — 492), однако количество возбужденных дел не выросло в связи с активным применением антимонопольным органом института предупреждений и предостережений, большинство которых исполнено. Так, в 2014 году выдано 110 предупреждений и предостережений, из них не исполнено всего 8, а в 2013 году всего 80, из них не исполнено 6.

Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Количество обращений выросло, что связано с навязыванием страховыми компаниями допуслуг на рынке ОСАГО, однако это не привело к росту количества возбужденных дел и вынесенных предписаний. Так, в 2014 году Челябинским УФАС России возбуждено 6 (в 2013 году — 11 дел), признано 3 факта и выдано 21 предписание (признано 7 фактов и выдано 30 предписаний в 2013 году). Это 1 дело по картелю на торгах, 1 — по согласованным действиям на рынке ОСАГО.

Выросло количество обращений на недобросовестную конкуренцию, но количество возбужденных дел и выданных предписаний сократилось. Так, заявлений поступило в 2014 году 65 (в 2013 году — 57), возбужденных дел 18 (в 2013 году — 22), признанных фактов11 (в 2013 году — 16). Как правило, большинство обращений влечет отказ в возбуждении дела, что связано с недопониманием со стороны предпринимателей признаков нарушения и непредставления доказательств нарушения. Особенно много антимонопольными органами уделялось внимания выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, связанной с недобросовестным поведением управляющих компаний в сфере ЖКХ, которые после смены управляющей компании не передавали документацию на дом вновь избранной собственниками компании.

Количество обращений со стороны предпринимательского сообщества на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию, стабилизировалось. При этом предприниматели продолжают отмечать на различных конференциях, опросах, что имеет место значительное количество административных барьеров, но редко обращаются в антимонопольный орган, что затрудняет выявление и пресечение такого рода нарушений. Так, в 2014 году на нарушения со стороны органов власти, не считая закупки для государственных и муниципальных нужд поступило – 212 обращений (в 2013 году — 216), по которым возбуждено — 131 дело (в 2013 году — 151), выдано 66 предписаний (в 2013 году — 95). Таким образом, более половины обращений на органы власти заканчивается возбуждением дела, из них половина — вынесением предписаний, чего не наблюдается по обращениям по другим статьям Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что в 2014 году почти наполовину сократилось количество жалоб на органы власти по нарушениям процедур торгов. В 2014 году поступило 47 жалоб, в прошлом году рассмотрено 80 жалоб.

Вместе с тем, наблюдается рост более чем в два раза количества жалоб на закупки, проводимые отдельными юридическими лицами и торги по продаже арестованного имущества, торги по банкротству предприятий. Так, в 2014 году рассмотрено 167 жалоб, выдано 73 предписания, в т. ч. об аннулировании торгов (в 2013 году рассмотрено 77 жалоб, по итогам рассмотрения которых выдано 37 предписаний).

Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. И здесь немало интересных и прецедентных решений, связанных с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д.).

Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства завершается отказом в возбуждении дела. Это связано с незнанием гражданами (не предпринимателями) законодательства и полномочийантимонопольного органа, а также дублированием некоторых полномочий между антимонопольным органом, Роспотребнадзором Челябинской области, Жилищной инспекцией по Челябинской области и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. В связи с этим в «четвертом антимонопольном пакете» предусматривается исключение из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Так, в 2014 году по 905 обращениям из 1115 (2013 году — по 509 обращениям из 687) отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения либо доказательств его нарушения. Особенно много отказов по обращениям на злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентным соглашениям, согласованным действиям и недобросовестной конкуренции.

Из года в год растет количество заявлений на нарушения рекламного законодательства. Большое количество обращений поступало и продолжает поступать, несмотря на изменения действующего законодательства, на ненадлежащую СМС-рекламу.

В 2014 году рассмотрено 351 заявление (в 2013 году — 301), возбуждено 133 дела (в 2013 году — 112), признано 133 (в 2013 году — 92) факта нарушения рекламного законодательства, выдано 91 предписание (в 2013 году — 96). Возбуждено 110 дел об административных правонарушениях (в 2013 году — 96 дел), по итогам рассмотрения вынесено 95 (в 2013 году — 74) постановлений о наложении штрафа. Наблюдается увеличение количества дел об административных правонарушениях, соответственно рост суммы наложенного и уплаченного штрафа. Всего вынесено штрафов на сумму 3 533 млн руб (в 2013 году – 2 723 млн руб.), уплачено 2 206 млн руб. (в 2013 году — 2065 млн руб.).

Почти наполовину выросло количество обращений и жалоб в антимонопольный орган на нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2014 году всего обращений поступило 3285 (в 2013 году — 2176), из них жалоб участников закупки — 799 (в 2013 году — 618), 597 (в 2013 году — 504) жалоб рассмотрены, их них 285 (244) жалоб признаны обоснованными. Таким образом, не снижается процент обоснованных жалоб со дня вступления в силу (1 января 2006 года) специального законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд и составляет от 48 до 51%.

По результатам рассмотрения жалоб выдано 415 (в 2013 году — 359) предписаний, а также 1208 предписаний о внесении изменений в документацию и 420 отказов в согласовании закупки (в 2013 году — 17) федеральным заказчикам при рассмотрении согласований о заключении у единственного поставщика в связи с несостоявшимися конкурентными процедурами. Это связано с тем, что в 2014 году принят новый Закон о контрактной системе, заказчики не успели к нему в полной мере подготовиться. Проведено в 2014 году внеплановых проверок 2043 (в 2013 году — 509). Всего проверено около 3000 закупок (в 2013 году — 1156) т.е. в три раза больше чем в прошлом году, из них в 1746 закупках (в 2013 году — 459) выявлены нарушения.

За нарушения законодательства о контрактной системе в 2014 году Челябинским УФАС России рассмотрено 359 (в 2013 году — 523) дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц, что существенно меньше чем в прошлом году. Вынесено 184 (в 2013 году — 400) постановлений о наложении штрафа в отношении виновных должностных лиц на сумму более 2,4 млн руб. (в 2013 году — 6,8 млн руб.), взыскано более 3 млн руб. (в 2013 году — 4,2 млн руб.). Сокращение количества и суммы штрафов объясняется переходом административных дел на 2015 год, в связи с существенным ростом нагрузки специалистов в 2014 году.

Всего Челябинским УФАС России в 2014 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 1173 (в 2013 году — 964) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о контрактной системе и о торговой деятельности, в результате рассмотрения которых выдано 708 (в 2013 году — 705) предписаний и 110 предупреждений и предостережений (в 2013 году — 80). Кроме того, выдано 1208 предписаний по закупкам при согласовании закупок федеральным заказчикам.

Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов и комиссий при проведении различных торгов, предусмотренный три года назад статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. В 2014 году Челябинским УФАС России рассмотрено 214 (в 2013 году — 157 жалоб). Почти половина жалоб (103) признаны обоснованными. В этом году ожидается рост обращений на различные закупки и торги.

Стабилизировалось количество обжалованных решений и предписаний Челябинского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в судах. Из 165 (в 2013 году — 156) решений и предписаний, принятых антимонопольным органом о признании нарушений антимонопольного законодательства, обжаловано 65 (в 2013 году — 45), в том числе 26 решений, принятых в 2013 году, отменено всего 11, из них 3 частично (в 2013 году — 13, из них 3 частично). Из обжалованных в 2008 — 2014 годах количество отмененных решений и предписаний составляет около 5 % от вынесенных. В целом по России 85 % решений и предписаний антимонопольных органов вступает в законную силу.

По контролю за закупками для государственных и муниципальных нужд в 2014 году из 415 решений по жалобам обжаловано 39, отменено 5 (2013 году из 399 решений и предписаний обжаловано 85, отменено 6). Таким образом, по нарушениям законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд менее 2% решений отменяется судом от вынесенных.

По нарушениям рекламного законодательства принято 133 (в 2013 году — 92) решений о признании нарушения, из них обжаловано 8 (в 2013 году — 6), отменено — 2 (в 2013 году — 0).

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд возбуждено и рассмотрено 849 (в 2013 году — 857) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых выдано 566 постановлений о наложении штрафа (в 2013 году — 660) на сумму более 41 млн руб. (в 2013 году — 40 млн руб.), взыскано штрафов и незаконно полученного дохода 14 млн руб. (в 2013 году — 19,8 млн руб.).

Выросло количество обжалованных в суд постановлений о наложении штрафа за нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2014 году из 359 (в 2013 году — 660) вынесенных постановлений почти половина обжалована в суд — 139 (в 2013 году — 132), отменено полностью 7 и 44 в связи с объявлением устного замечания (в 2013 году — 16 и 68 соответственно).

Таким образом, в целом снизилось количество отмененных постановлений. При этом полностью отменены всего 7 постановлений о наложении штрафа, когда суд счел, что нет состава правонарушения либо отсутствует вина привлекаемого к ответственности должностного лица.

Информация предоставлена пресс-секретарем Челябинского УФАС России

Читать

"горячая линия" Администрация Челябинска Арбитражный суд Челябинской области Владимир Путин Выборы Дмитрий Медведев Единая Россия Екатеринбург ЗСО Законодательное собрание Челябинской области Златоуст КПРФ Копейск Магнитогорск Миасс Минкультуры Челябинской области Михаил Юревич Москва ОПФР по Челябинской области Почта России Правительство Челябинской области Сергей Давыдов Суд УФСБ России по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Челябинской области Управление Россельхознадзора по Чеялбинской области Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области ЧелГУ Челябинск Челябинская городская Дума Челябинская область Челябинский УФАС России Челябинский государственный университет Челябинское УФАС России ЮУрГУ выборы Президента РФ дети здоровье конкурс криминальные новости министерство здравоохранения Челябинской области минсельхоз Челябинской области мошенничество образование прокуратура Челябинской области

Календарь публикаций

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы