Челябинское УФАС России провело анализ состояния конкуренции на рынке первичного жилья экономического класса на территории г. Челябинска, г. Копейска, г. Магнитогорска, г. Миасса и г. Златоуста Челябинской области по итогам 2011-2013 годов.
На территории указанных городов деятельность на рынке первичного жилья экономического класса в указанный период осуществлял 41 хозяйствующий субъект.
В г. Челябинске и г. Миассе Челябинской области по итогам 2011-2013 годов нет хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке первичного жилья экономического класса. Таким образом, рынок первичного жилья экономического класса по итогам 2011-2013 годов на указанной территории является конкурентным.
В г. Копейске по итогам 2011-2012 годов ОАО «ЮУ КЖСИ» занимало доминирующее положение с долей 88,15% и 63,35% соответственно. По итогам 2013 года ООО «Фирма Челябстройподрядчик» занимало доминирующее положение с долей 54,60%. В г. Магнитогорске по итогам 2011-2012 годов ООО «Домострой» — 58,05% и 64,74% соответственно, 2013 года ООО «Трест Магнитострой» — 54,60%. В г. Златоусте по итогам 2011-2013 годов ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» — 87,22%, 89,72% и 84,83% соответственно.
Основными административными ограничениями на рынке первичного жилья экономического класса являются:
— проблема получения в пользование земельного участка под комплексную застройку жилья «эконом класса». Застройщики указывают, что в течение последних трех лет на территории города Челябинска в целях жилищного строительства выставляются на торги укрупненные земельные участки с высокой начальной ценой права аренды, не имеющей аналогов в иных регионах России.
— длительные сроки согласования проектной документации на стадии проектирования по причине необходимости согласования исходных условий для проектирования в нескольких организациях, среди которых органы местного самоуправления, городские службы, организации коммунального комплекса, благоустройства;
— длительные сроки прохождения государственной экспертизы типовой проектной документации;
— большое количество административных процедур на этапе ввода объекта в эксплуатацию, при подтверждении готовности к эксплуатации инженерных систем, заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями об эксплуатации объектов;
— необходимость предоставления документов, имеющихся у органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие проблем межведомственного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— нехватка, особенно в сельских населенных пунктах, необходимых мощностей для обеспечения водо-, тепло-, электро- и газоснабжения строящегося жилья экономического класса.
Основными экономическими ограничениями входа на рынок первичного жилья экономического класса являются:
— отсутствие возможностей у новых компаний-застройщиков в привлечении кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в связи с отсутствием залогового обеспечения кредита, а также в связи с отсутствием кредитных историй и опыта работы с банками;
— недостаточная развитость механизма аккредитации новых предприятий-застройщиков у банков и ипотечных компаний в целях реализации ипотечного жилищного кредитования и других финансовых программ по приобретению жилья, в том числе высокие процентные ставки ряда коммерческих банков Челябинской области по ипотечному кредитованию.
— трудности, связанные с внедрением института саморегулирования (высокие членские взносы, высокий уровень взносов в компенсационные фонды, увеличение объема отчетности для СРО).
В целях снижения барьеров Челябинским УФАС России была проанализирована структура формирования стоимости жилья.
Основными затратами, влияющими на стоимость первичного жилья экономического класса, являются:
1. Затраты на строительно-монтажные работы (от 19% до 89,7%);
2. Затраты на подключение и строительство внешних инженерных сетей (от 0% до 25%);
3. Затраты на право владения земельными участками (от 0% до 15%);
4. Затраты на проектно-изыскательные работы, оформление разрешений, утверждение проекта и т.п. (от 1% до 15%).
Высокая доля затрат на строительно-монтажные работы объясняется уровнем развития транспортной инфраструктуры региона, удаленностью производителей строительных материалов и наличием возможности их собственного производства. Указанные обстоятельства напрямую влияют на формирование стоимости первичного жилья экономического класса на территории г. Челябинска, г. Копейска, г. Магнитогорска, г. Миасса и г. Златоуста Челябинской области.
По мнению организаций-застройщиков снижению цен на первичное жилье экономического класса будет способствовать реализация следующего комплекса мероприятий:
— развитие государственно-частного партнерства в области строительства и реконструкции инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями увеличения объемов строительства жилья путем разграничения ответственности между участниками инвестиционно-строительной деятельности;
— обеспечение сбалансированного развития новых и ранее застроенных территорий путем организации территориального планирования и упрощение процедур получения земельных участков и технических условий на подключение для строительства жилья;
— развитие конкуренции на рынке жилья;
— расширения перечня земельных участков, предоставляемых в целях строительства жилья экономического класса;
— снижение стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых застройщиками для строительства жилья экономического класса, путем увеличения доступности государственных гарантий в целях исполнения обязательства по кредитным договорам и договорам займа для широкого круга застройщиков;
— расширение использования в жилищном строительстве новых прогрессивных технологий быстровозводимого домостроения с применением новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий.
Информация предоставлена пресс-секретарем Челябинского УФАС России