Жизнь диктует нам новые правила, в погоне за которыми каждый из нас стремительно изменяет свою жизнь. Еще десять лет назад пермяки даже не догадывались о том, что скрывает под собой слово «фаст-фуд». У горожан не было особого выбора: обедали люди в основном в рабочих столовых, а ужинали – дома или в ресторане. По прошествии времени ситуация значительно изменилась, и теперь благодаря присутствию фаст-фуда на пермском рынке любой пермяк может выбрать, чем он будет ужинать сегодня – бургером с колой, лазаньей, пельменями или роллами. И в этом есть огромная заслуга первого и единственного в Перми мультибрендового оператора фаст-фуда «Алендвик». За время присутствия на пермском рынке компания зарекомендовала себя как проверенный и успешно развивающийся мультибрендовый оператор фудкортов. Сегодня «Алендвик» управляет самой большой, активно развивающейся сетью кафе быстрого обслуживания на территории страны, которая включает в себя 11 брендов. Об успехах, достижениях и планах компании «Алендвик» мы поговорили с ее генеральным директором Александром Никифоровым.
— Александр Петрович, чего за десять лет добилась компания «Алендвик»? Какими достижениями вы гордитесь?
— Десять лет для бизнеса – это большой срок. За это время компании вырастают до гигантских масштабов. Начав свою деятельность совершенно на пустом месте, мы выросли до федерального оператора и сегодня занимаем на своем рынке седьмую позицию по стране. При этом чаще всего компании, занимающиеся пищевым бизнесом, предлагают покупателям какой-то один вид еды. Мы же в своем перечне предлагаем целый набор брендов, который помогает нам встать на своей площадке и занять целую территорию. К примеру, в ТРК «Столица» весь фуд-корт принадлежит нам. То есть все вкусы, востребованные покупателем, удовлетворены одним оператором — нами.
— Вы делаете ставки на определенный бренд? И есть ли бренды, которые востребованы более остальных?
— Безусловно, есть бренд-лидер и бренды, идущие следом за ним. Лидером является «KFC Chicken»: это первый бренд, с которого мы и начинали работу десять лет назад. Чтобы ответить на вопрос о востребованности брендов, нужно вспомнить историю появления каждого из них. Они появлялись не на «пустом месте», а под давлением обстоятельств. Сначала мы открыли кафе «Chiсken» и обратили внимание, что семьи делились: мама с детьми ели картошку фри и бургеры, а папы скучали, закусывая крылышками. И мы подумали, что нужно предложить папам ассортимент еды, понятный взрослому человеку, ведь картошка фри и бургеры – это все-таки еда молодежного плана. В связи с этим появился бренд «Пельмешки да вареники». В начале 2000х годов в городе не было пельменных, когда мы создали этот бренд, в городе появился спрос на хорошие и вкусные пельмени. В дальнейшем появилась необходимость занять новую территорию, но встать было не с чем, в то время как в требованиях собственников помещений значились как минимум четыре бренда. И тогда мы купили у соседей в Екатеринбурге технологию суши и создали бренд «Суши Сан». В этот же момент мы открыли кафе «Viva la pizza», подсмотрев технологию у разных операторов на разных территориях. Потом мы привезли в Пермь «Баскин Робинс», «Fish and Chips» и другие бренды. Таким образом, существует набор брендов, которые уже оправдали себя и работают на разных территориях и те, с которыми мы экспериментируем.
— Есть мысли о том, чтобы ввести на пермский рынок какой-нибудь новый бренд?
— У нас еще не представлена восточноазиатская кухня: например, лапша с палочками, но я не готов сказать, что мы этим точно займемся. Это случится только в том случае, если возникнет необходимость, и на рынке появится незаполненная ниша. Без обязательных жизненных посылов такое вряд ли произойдет. Есть и еще один вариант: если на рынке появится новый интересный бренд, то мы можем его купить и привести на пермский рынок, как сделали не так давно с «Шоколадницей».
— А как у вас складываются отношения с конкурентами?
— Занятая нами ниша довольно своеобразна. Вообще на пищевом рынке конкурентов — много. Но мы должны понимать, что у всех разные потребители. Мы операторы фаст-фуда, и потому у нас свои потребители. В этой нише конкурентов у нас почти нет. На пермский рынок пришли «Ростикс KFC» и «Mc`Donalds», но их присутствия – одного-двух кафе — пока недостаточно, чтобы составить конкуренцию. В любом случае лучше захватывать новые территории, чем концентрироваться на одной. Однако если брать пищевой рынок Перми в целом, он сегодня развитее, чем рынки в других регионах. Когда мы открыли кафе «Chicken» в Березниках в 2003 году, мы думали, что ситуация на рынке города ничуть не отличается от пермской. Но это было совсем не так. Люди приходили в кафе как в театр, проводили там целый день, выбираясь всей семьей. При этом они, к нашему удивлению, немного ели, но зато много пили. И только спустя три года в березниковский «Chicken» люди стали приходить, чтобы только поесть и пойти дальше по своим делам. Теперь, когда мы заходим в любой новый регион, ситуация повторяется. Публика изначально не готова потреблять такую еду, полагая, что с не меньшим успехом могут поесть и не выходя из дома. Но все меняется. В Перми мы смогли значительно изменить рынок. Мы, создавая бренд за брендом, открывая кафе, сами создали эту культуру потребления. Сейчас рынок очень подготовлен, и любой пришедший на рынок оператор будет востребован.
— Какая кадровая политика проводится в вашей компании?
— Могу сказать, что отношения между сотрудниками в компании вполне лояльные и доброжелательные. Сейчас количество работающих очень велико. Мы понимаем, что те, кто устраивается к нам на работу, — это люди, рассчитывающие на временное трудоустройство. Они приходят в компанию, набираются опыта и уходят на другие предприятия. Конечно, некоторые остаются, дорастают до менеджеров, но в большинстве своем идет непрерывная ротация. И это совсем не проблема, а скорее жизненный цикл, нормальное состояние данного бизнеса, главный принцип в кадровой политике которого – дать старт тем, у кого еще нет профессиональной ориентации.
— Я знаю, что у компании «Алендвик» есть свой учебный центр. Расскажите, пожалуйста, про него.
— Учебный центр компании «Алендвик» возник по мере необходимости. Примерно через три года с начала нашей деятельности мы поняли, что персонал меняется, его надо постоянно учить, держать в форме. Сначала обучением занимались наставники, которые находились непосредственно в кафе. Потом появились описанные стандарты, программы, в связи с чем и был открыт учебный центр. В центре постоянно проходит обучение вновь входящих в профессию – как рядового персонала, так и управленцев. В течение трех месяцев люди получают необходимые для работы на разных позициях знания. Они приходят на оплачиваемое обучение, в ходе которого получают теоретические знания и посещают практические занятия для того, чтобы не потерять связь с производством.
— Какие цели вы поставили перед компанией на ближайшее будущее?
— Еще в период 2007 года мы поставили перед собой задачу выйти на федеральный уровень. Но в период кризиса в 2008 году эти планы были сорваны. Однако тогда мы успели выйти в Ижевск и Санкт-Петербург. На сегодня, конечно, наша география шире – это еще и Тюмень, Московская область и Киров. Наша основная задача – развиваться на федеральном уровне, поскольку территории Перми и Пермского края для нас уже недостаточно. Конечно, на сегодняшний день наши кафе есть не во всех городах края. В перспективе, возможно, нам будут интересны такие города, как Губаха, Лысьва, Верещагино. Количество населения там уже достаточно для открытия кафе, а вот уровень культуры потребления вне дома пока низок. Поэтому понадобится время для того, чтобы «перевоспитать» потребителей и научить их регулярно питаться на фудкортах. Есть и еще одна проблема – количество строящихся торговых центров, в которых мы могли бы открыть свои кафе, невелико. Это связано с определенными экономическими тенденциями во всем мире: люди предпочитают не рисковать, не вкладывать большие деньги в строительство. Но со временем и эта ситуация стабилизируется, а мы будем развиваться на новом подъеме.