Пролог
В этом году челябинскому телевидению исполняется 55 лет. Строительство первого программного телецентра началось в 1955 году. Сначала это было простое двухэтажное здание, не привлекавшее особого внимания. Вскоре рядом с ним появилась ажурная металлическая конструкция – телевизионная башня высотой 180 метров. Сегодня она уже не вызывает у челябинцев удивления, ни особого интереса, а тогда это было невиданное для горожан сооружение, которое сразу после своего появления обросло легендами и слухами. Во время строительства монтажники иногда сбрасывали вниз спецодежду. И уже на следующий день в городе обсуждали: вчера с башни упал человек, сегодня ещё два. Невиданное дело!
Первый выход в эфир состоялся 1 мая 1958 года. Вечером те немногие челябинцы, которые к тому моменту успели приобрести телевизор, смотрели сначала выступление председателя облисполкома Г. Конопасова, затем фильм «Рассказы о Ленине», который объявила диктор Лилия Шарапова.
С 17 июля 1958 телевизионные передачи стали регулярными. В их подготовке были заняты люди, для которых телевидение было чем-то совершенно новым: режиссёр, пришедший в телестудию из театра, журналисты, плохо понимавшие, что такое сценарий, инженеры, техники, хозяйственники, которые проявляли киноплёнку в кастрюлях.
Одним из первых проектов был телевизионный журнал «Для Вас, женщины». В рубрике, посвящённой свадьбе, роль жениха исполнял молодой актёр народного театра ЧТЗ Анатолий Ефименко. Его «невеста» – Алла Попова – играла в том же театре. Кстати, ещё одним участником «свадьбы» был сам В.В. Меркурьев – советский актёр театра и кино. Правда, никто из телезрителей так никогда и не узнал, что Василия Васильевича на студии, конечно, не было. Просто режиссёры использовали во время эфира передачи киноплёнку из фильма с выступлением известного актёра на свадьбе.
После передачи к 19-летнему актёру подошёл главный режиссёр Сергей Алексеевич Аверкиев и спросил: «Толя, а ты не хочешь работать у нас в студии?». На вопрос, что нужно делать, Аверкиев ответил: «Нужно быть моей правой рукой – мне нужен ассистент». Так Анатолий Ефименко пришёл на телевидение, которому посвятил без малого 55 лет – всю свою дальнейшую жизнь.
С театральных подмостков – в телевизионную студию
Театральные способности у Толи Ефименко проявились ещё в детстве, когда он, стоя на стуле, читал стихи родственникам и их друзьям. В 10 лет он пришёл в театр ЧТЗ. В его стенах происходила совсем другая жизнь, другой мир – волшебный, неповторимый, манящий. Толя с друзьями не пропускали ни одного спектакля. Только вот денег на билет не было, поэтому до начала представления они через чердак пробирались в светоложу, в которой располагались освещавшие сцену прожекторы. Из-за их света со сцены было просто не видно, что в светоложе кто-то есть. Ещё один манёвр заключался в том, чтобы во время первого антракта незаметно проникнуть в зал, смешавшись с многочисленной толпой зрителей. На что только не шли юные любители театра, чтобы не пропустить ни одного представления!
После седьмого класса Анатолий Ефименко перевёлся в школу рабочей молодёжи, чтобы совмещать учёбу с работой. После окончания школы он мечтал поступить в театральный институт в Москве, но судьба распорядилась по-своему. Толе пришлось работать на заводе, чтобы его старшая сестра могла учиться в институте. Кроме того, нужно было ставить на ноги младшего брата (который потом станет кандидатом наук). Поэтому выбор был сделан в пользу работы. Заочно Анатолий Ефименко учился в педагогическом институте на учителя русского языка и литературы. Потом окончил факультет журналистики в Университете марсксизма-ленинизма. В 50 годы в стране было около 300 таких университетов. Они представляли собой курсы повышения квалификации для тех, у кого уже было высшее образование. Брали туда без вступительных экзаменов, обучение было бесплатным и велось 2-3 года, без отрыва учащихся от производства.
В 1958 году Анатолий Петрович пришёл на телевидение. Театральные годы, опыт работы режиссёром в детском драматическом кружке, знания русского языка и литературы, журналистское образование – всё это помогло ему стать сначала режиссёром телестудии, потом главным режиссёром, а затем – заместителем председателя по телевидению. Но об этом речь пойдёт в следующей части нашего рассказа.
Ефим – между каплями
В качестве режиссёра Анатолий Ефименко подготовил не один десяток передач в самых разных жанрах, был инициатором и создателем различных телевизионных проектов. Правда, в те годы первые работники челябинского телевидения ещё и понятия не имели, что такое журналистские жанры. Работали, исходя из жизненного опыта. Кто-то пришёл на телевидение с радио, кто-то – из театра, другие – из школы, были представители и писательской братии, бывшие фронтовики. На телевидении тогда царила совершенно необыкновенная атмосфера: телевизионные спектакли, поэтические чтения, прямые репортажи, первые телеочерки – это было время эксперимента и поиска новых форм.
Первый телевизионный спектакль «Честное комсомольское» студийцы повезли в Москву и показали его на Шабаловке. С этой постановкой у Анатолия Ефименко связаны особые воспоминания. Дело в том, что во время эфира произошёл взрыв внутри видеоконтрольного устройства. Из-за этого Анатолий Петрович, находясь за режиссёрским пультом, не мог видеть, какой кадр дают операторы и что в итоге выйдет на экраны телезрителей. Пришлось работать по памяти: поскольку звук из студии режиссёр всё-таки слышал, то монтировал изображение по музыкальным фразам, по репликам актёров. Всё это длилось всего одну минуту, но для телевизионного эфира – это целая вечность.
Подобное ЧП случилось в Ашхабаде, когда челябинские телевизионщики показывали очерк о героях Советского Союза, подготовленный режиссёром Анатолием Ефименко и журналистом Оксана Булгаковой. За несколько минут до того, как в эфир должен был выйти заранее подготовленный сюжет, снятый в Кыштыме, в аппаратной слетела с катушки звуковая лента. В этом случае сюжет был бы без звука. Анатолий Петрович не мог покинуть режиссёрский пульт, воспользоваться громкой связью тоже не было возможности. На то, чтобы придумать выход из ситуации, оставались считанные минуты. Тогда он отправил в студию записку Оксане Булгаковой, в которой говорил ей о том, что ей придётся на ходу комментировать сюжет. Всё получилось. Эфир прошёл без единой заминки. Вот только потом съёмочная группа долго смеялась над таинственным шифром, который журналистка всё-таки поняла: «окс. комментир. саму».
Когда Анатолий Ефименко стал главным режиссёром, в функции которого входило управление творческим коллективом, он ни на один день не оставлял практической режиссуры. Создавал телевизионные постановки и ставил экранизации («Случай в библиотеке», «Большой простофиля», «Волшебный чугун» и другие художественные работы), режиссировал трансляции концертов, праздничных демонстраций 1 мая и 7 ноября, торжественных собраний, занимался созданием серьёзных фильмов. Также он участвовал в создании масштабного телевизионного конкурса вокальных исполнителей «Юность комсомольская моя».
На протяжении 11 лет Анатолий Петрович вёл профессиональное обучение работников телестудии. Отдельно занимался с журналистами, операторами, ассистентами режиссёра. Для каждой специализации у него был свой подход и своя методика обучения. «Задача главного режиссёра, – говорит сегодня Анатолий Ефименко, – заключается в том, чтобы сохранить творческий коллектив, развивать его, способствовать тому, чтобы были и знаковые программы, и «конвейерные», которые заполняют эфирное время. Но самое главное – это научить работников телестудии совместной работе, особой профессиональной дипломатии».
Особый подход к работе с творческим коллективом, умение разрешать профессиональные и личные конфликты, способность в буквальном смысле выходить сухим из воды – это про Анатолия Петровича. Не случайно в своё время он даже получил прозвище «Ефим – между каплями». Был один из рабочих дней. Шёл сильный дождь. На крыльце телекомпании стояли операторы, ждали съёмок. В этот момент в здание зашёл Анатолий Петрович – совершенно сухой, что не могло не удивить операторов. «Толя, а ты почему сухой? Там же такой ливень!» – «А я между каплями». Так и повелось.
Та самая «особая дипломатия» помогла Анатолию Петровичу не только избегать конфликтов в творческом коллективе, будучи главным режиссёром, но и разрешать сложные ситуации уже на посту заместителя председателя по телевидению. Пожалуй, эта же дипломатичность, а также управленческий талант помогли ему пережить перестройку в 1985 году, а потом – и полную реорганизацию системы телевидения в 90 годы. Уменьшался объём вещания, происходило сокращение штата, были расформированы художественные советы. Особенно перемены коснулись тех, кто работал при советской власти. Телевидение становилось другим. Эпоха плюрализма, демократии, свободы слова и мнений, а вслед за всем этим – абсолютной вседозволенности, ознаменовалась утратой старых ценностей и приоритетов, качества и культуры вещания, нравственности и даже чести.
Но даже в условиях таких радикальных перемен Анатолий Ефименко не утратил бесконечной любви и преданности своей профессии, не потерял лица, сохранил человека внутри себя. В 1999 году он получил Орден почёта как заместитель председателя по телевидению ЧГТРК. А Челябинская Государственная Телерадиокомпания была признана лучшей телекомпанией 2001 года в рамках Всероссийского конкурса, проводимого Национальной ассоциацией телерадиовещателей.
В 2004 году была издана книга «Зеркало нашей жизни» – сборник воспоминаний о том, как зарождалось и развивалось телевидение в Челябинске, подготовленный Анатолием Петровичем Ефименко вместе с Тамарой Дмитриевной Николаевой.
Новый век
С 2004 года и по сей день Анатолий Ефименко преподаёт на факультете журналистики ЮУрГУ. Вспомогательные прикладные дисциплины, операторское мастерство, режиссура, искусство фотографии – Анатолий Петрович учит студентов самым разным специальностям, которые потом понадобятся им в их работе. Но самое главное, то, что можно назвать сверхзадачей его преподавания – это воспитание любви к своей профессии. Конечно, нельзя заставить человека полюбить что-то, но можно показать профессию со всех сторон и ракурсов, со всеми плюсами и минусами, можно заразить своей увлечённостью и энтузиазмом – всё это Анатолий Петрович передаёт на своих занятиях. Это я могу сказать с полной уверенностью, как его бывшая студентка.
Также по инициативе Анатолия Ефименко в 2008 году на базе студенческой телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» открылся музей истории радиовещания и телевидения Челябинской области. Сначала в экспозиции были представлены телекомпании Челябинска, затем музей пополнялся историческими источниками: газетными публикациями, материалами по истории развития телевидения в стране, монографиями, книгами, фотографиями, наградными знаками. Недавно открылась вторая площадка, посвящённая истории радиовещания в Челябинской области, а музей переименовали в «Музей всех СМИ». Экспозиции по-прежнему открыты не только для посетителей, но и для тех, кто хотел бы поделиться своими историями или материалами, связанными с радиовещанием и телевидением в нашей области.
В настоящий момент Анатолий Ефименко пишет статьи, посвящённые истории челябинского телевидения и его работникам – дикторам, операторам, звукорежиссёрам, художникам. Отдельные статьи расскажут о развитии видеозаписи в Челябинске, о кинопроизводстве, о том, как работали журналистские комплексы. Материалы будут выходить в областном еженедельнике «Программа телевидения и радио. Вести недели» с интервалом в несколько недель до июля 2013 года.